Риски бизнеса с Китаем: что такое незащищенная сделка и как ее защитить

В некоторых случаях при выкупе товара приходится предупреждать клиента, что сделка с поставщиком незащищенная. Но не все клиенты, особенно те, кто только начинает бизнес с Китаем, понимают, что это значит. Рассказываем, что такое незащищенная сделка, чем чревата для клиента и какой способ мы придумали, чтобы минимизировать связанные с ней риски..

Защищенные и незащищенные площадки: в чем разница

Основную массу товара мы выкупаем на известных онлайн-площадках: 1688, Таобао, Алибаба, Тмолл.

Есть также jd.com и pinduoduo.com. Обе розничные, подобные Тмоллу. С ними мы практически не работаем. Но заслуживают упоминания и они.

Как выбирать площадку для закупок в Китае. Почитать »

Все названные площадки мы называем защищенными. На них можно убедиться в порядочности поставщика, предусмотрены механизмы защиты сделки, процессы выкупа и оплаты товара автоматизированы. Это не исключает вероятность нарваться на обманщика на 100%, но ощутимо ее снижает.

Как проверить поставщика на 1688. Узнать »

На защищенных площадках ваши деньги после того, как вы оплатили заказ, блокируются на счете поставщика до тех пор, пока вы не подтвердите, что получили груз. Воспользоваться ими все это время поставщик не может.

Однако товар иногда выкупается и на других сайтах. Бывает и так, что поставщика нашли в WeChat. Обычно его находит сам клиент, нас просит помочь с выкупом заказа: вот мистер Ли, вот его контакт в ВеЧате , я у него заказал 20 пар кроссовок на 5 тысяч юаней. А мы про этого мистера Ли в первый раз слышим. Ну и как можем за него ручаться?
 

Популярный у китайцев мессенджер WeChatПопулярный у китайцев мессенджер — один из каналов поиска поставщиков, но сделки с ними из разряда незащищенных

 
Как найти поставщика в WeChat. Почитать »

На незащищенных площадках не все автоматизировано. Поставщики обычно не предоставляют трек-код, не маркируют груз, могут отгрузить не тот товар или не отгрузить совсем. И никаких способов воздействия на них нет.

Деньги поставщику во всех этих случаях идут не через площадку, а на банковскую карту или электронный кошелек. А дальше остается уповать лишь на его порядочность.

Бывает и так, что поставщик с защищенной площадки просит проводить оплату не через нее, а напрямую — также на карту или электронный кошелек. Это не значит, что он 100% мошенник. Но повод насторожиться появляется, а сделка при такой оплате переходит в разряд незащищенной.

Почему поставщики на защищенных площадках хотят оплату напрямую

    Мошенничество в этом случае лишь одна из возможных причин. Всего же их можно выделить четыре:

  1. При производстве товара под заказ поставщик страхуется от возврата денег, если он сорвет сроки. Например, обещал управиться за две недели, но не успел. У клиента возникает право потребовать через площадку деньги назад. А если они ушли на карту, их уже не вернуть.
  2. Спорный товар. Есть особые виды товаров, по которым часто возникают вопросы по качеству и соответствию описанию. Принимая оплату на карту, поставщик просто страхуется от неадекватных покупателей, которых в Китае, как и в России, немало.
  3. Поставщик нуждается в оборотных средствах. При оплате через площадку деньги замораживаются на время, пока товар будет изготовлен, плюс 7-14 дней, которые площадка дает на доставку груза и подтверждение клиентом, что тот получен. А при оплате на карту или электронный кошелек поставщик сразу получает живые деньги, которые может тут же пустить в оборот.
  4. Одна из причин, по которой поставщик настаивает на оплате напрямуюОдна из причин, по которой поставщик настаивает на оплате напрямую — он нуждается в оборотных средствах и не хочет замораживать деньги на время, пока покупатель получит товар
  5. Поставщик — мошенник.

Когда владелец интернет-магазина в России просит оплатить товар не на расчетный счет бизнеса, а частным переводом на личную карту, он хочет сэкономить на комиссии платежного агрегатора и налогах. Но для Китая все это неактуально.

Правительство КНР поддерживает малый бизнес и электронную коммерцию. Поэтому большинство некрупных поставщиков с 1688 и Таобао не платят налоги совсем. За что правительству КНР огромный респект. А 80% поставщиков, у которых мы выкупаем товар, и есть малый бизнес.

Комиссий на защищенных площадках нет не только для покупателя, но и для продавца. На 1688 поставщики вносят годовую абонентскую плату при открытии онлайн-магазина. На Таобао для многих магазинов нет и ее. Холдинг «Алибаба» зарабатывает на абонентской плате, дополнительных сервисах и рекламе внутри своих площадок.

Из чего складывается себестоимость товара на Таобао. Узнать »

По названным причинам с позиций прибыли поставщику все равно, как он получит оплату — напрямую или через площадку.

Риски клиента и посредника

Для клиента незащищенная сделка означает — его могут кинуть. И, если это случится, ничего не поделать. А мы как посредник не готовы брать этот риск на себя.

Наша функция — предупредить клиента, что сделка незащищенная. Далее выбор за ним — предпочесть вариант, возможно, и подороже, но защищенный, или же действовать на свой страх и риск.
 

В бизнесе с Китаем выбор степени риска за клиентомВ бизнесе с Китаем выбор степени риска за клиентом

 
Наша ответственность при незащищенной сделке — правильно перевести деньги по реквизитам, которые предоставил поставщик. Для подтверждения мы при переводе всегда делаем скриншоты. Затем ответственность для нас наступает только с момента, когда заказ приходит на наш склад. А вот поступит ли он туда, мы гарантировать не можем.

Случай из жизни

У нас был прецедент, когда кидалой оказался поставщик с 1688. Так тоже иногда бывает. Деньги получил, товар не отгрузил и перестал выходить на связь. Но клиент, для которого мы выкупали заказ, этого не заметил. Мы за свой счет купили тот же товар у другого, честного поставщика.

Но это возможно только на защищенной площадке, где риск мошенничества не исключен на 100%, но минимален. На остальных мы такую ответственность за действия поставщика взять на себя не готовы.

Как подстраховаться при незащищенной сделке

Раньше единственное, что мы могли сделать при незащищенной сделке — запросить у поставщика скан учредительных документов его бизнеса: аналог наших свидетельств о государственной регистрации ООО или ИП или выписок из ЕГРЮЛ/ЕГРИП. Эти документы мы проверяем по китайской базе компаний и сверяем имя владельца бизнеса с именем получателя платежа. Если они не совпадают, а расхождения выявляем постоянно, оповещаем клиента.
 

В Китае есть своя база компаний, которую можно сравнить с нашими ЕГРЮЛ и ЕГРИПВ Китае есть своя база компаний, которую можно сравнить с нашими ЕГРЮЛ и ЕГРИП

 
В Китае, в отличие от России, для перевода денег на карту или электронный кошелек недостаточно номера. Обязательно нужно ввести вручную имя получателя, а оно должно совпадать с тем, на которое зарегистрирована карта или электронный кошелек. Иначе перевод не пройдет. Поэтому вариант, как с мошенничеством на Авито, когда жулики сбрасывают номер карты, не называя имени получателя, невозможен. И если иероглифы в именах владельца бизнеса и получателя платежа не совпадают, мы на всякий случай предупредим клиента — вариант вызывает сомнения.

Проблема в том, что не у всех поставщиков даже на защищенных площадках, в частности, 1688, есть юридическое лицо. Тогда даже такой вариант проверки, к сожалению, недоступен.

Как превратить сделку в защищенную

Мы разработали новую услугу, которая сводит риск потерять деньги при незащищенной сделке, конечно, не к нулю, но к минимуму — электронный договор от нашего имени с китайским поставщиком.

В Китае, как и в России, есть стандартная форма договора купли-продажи, в которой прописывают условия сделки, количество, наименование и цену каждого товара, сроки поставки, реквизиты для перевода платежа. Отражается и факт перевода денег на карту физического лица, открытую на имя владельца компании. В Китае так делать можно.

Если у нас есть договор, мы защищены законами КНР. И если поставщик решит обмануть нас как сторону договора, мы обращаемся в суд.

Дополнительный плюс — защита от срыва сроков. В договоре прописываем сроки поставки и штрафные санкции за каждый день просрочки. Конечно, если поставщик задержит отгрузку на день-два или даже неделю, воевать с ним нет смысла. Но в Китае уже сам факт договора обычно мотивирует поставщика четко соблюдать его условия.

Уверены — многие поставщики откажутся заключать договор под разными предлогами: никогда так не делали, незначительная стоимость заказа, зачем эта бюрократия, платите, как я предложил, или до свидания и тому подобное. А большинство все-таки согласится.

Услуга предоставляется тем, кто заказывает у нас выкуп товара, за отдельную плату — 2% суммы заказа сверх нашей комиссии при выкупе. Это компенсация дополнительных в сравнении со стандартной процедурой выкупа времени и сил, которые мы потратим на обсуждение с поставщиком самой возможности составления договора, его согласование и заключение, а если поставщик вдруг окажется обманщиком — то и судебных издержек. Суд в Китае — это тоже время, госпошлины и деньги на адвоката. Но и риски в случае обмана ложатся уже на нас. А для клиента сделка становится защищенной.

Заключить такой электронный договор, в Китае можно только с юридическим лицом. И если у поставщика юридического лица нет, клиенту остается или заказывать товар на свой страх и риск, или поискать другого, сделку с которым можно защитить. Пользоваться ли услугой электронного договора, когда она возможна, или нет, действуя опять же на свой страх и риск, также решать клиенту.

Выводы

  1. Основная масса товара выкупается на защищенных площадках: 1688, Таобао, Алибаба, Тмолл. К защищенным также относятся id.com и pinduoduo.com — розничные по типу Тмолла, с которыми мы практически не работаем. Незащищенные — все остальные варианты.
  2. На защищенных площадках оплата проходит через площадку. Во всех случаях, когда деньги уходят напрямую на карту или электронный кошелек поставщика, в том числе по его просьбе минуя защищенную площадку, сделка незащищенная.
  3. Когда поставщик на защищенной площадке просит об оплате напрямую, это не всегда значит, что он мошенник. Есть и другие причины. Но деньги при такой оплате в спорной ситуации уже не вернуть.
  4. Для клиента незащищенная сделка означает — его могут обмануть, и никаких рычагов воздействия на мошенника нет. Решение, идти ли на такую сделку, за клиентом. Соглашаясь, он действует на свой страх и риск. Мы берем ответственность только за правильность оплаты и за товар с момента, когда он прибудет на наш склад в Китае.
  5. При незащищенной сделке мы можем запросить сканы учредительных документов поставщика, проверить их по китайской базе компаний, посмотреть, совпадает ли имя владельца в документах с именем получателя платежа. И предупредить клиента, если выявили расхождения. А это случается сплошь и рядом. Если у поставщика нет юридического лица, что не редкость, недоступен и этот вариант проверки.
  6. С поставщиком, у которого есть юридическое лицо, мы готовы за отдельную плату заключить электронный договор. Услуга доступна для клиентов, которые заказывают выкуп, и обойдется в дополнительные 2% стоимости заказа. Договор с поставщиком переводит сделку в разряд защищенной, так как возможные риски мы в этом случае берем на себя.
Нужна помощь с доставкой или выкупом товаров?
Оставьте вопрос и мы Вас проконсультируем!