Не все китайские поставщики готовы отгружать товар напрямую за границу. Такая услуга по умолчанию предусмотрена на Алибабе и Алиэкспрессе, поскольку эти площадки ориентированы на иностранцев. На остальных, предназначенных для китайского покупателя и поэтому зачастую предлагающих более низкие цены, ее может и не быть. В этом случае поставщик отгружает заказ на склад посредника. Рассказываем, что происходит с вашим товаром после этого.
Вот какие этапы проходит груз по пути от поставщика до клиента.
Получение товара на складе в Китае
Груз прибывает на склад в стандартной упаковке поставщика. На нее нанесена маркировка, которая содержит номер заказа. А по нему работники склада видят, кому предназначен груз.
Работники склада вскрывают упаковку и проверяют содержимое — соответствует ли оно заказу, совпадают ли артикулы, нет ли расхождений по размеру, цвету и другим параметрам. Чем подробнее заказчик описал товар, который нужно купить для него или приобретаемый им самостоятельно, тем легче работникам склада будет проверять заказ и тем больше шансов выявить расхождения, если они есть.
Когда расхождения выявлены на складе в Китае, решить все вопросы по замене не того товара с поставщиком быстрее, дешевле и проще. Если же они будут выявлены в России, все это сложнее, а зачастую и невозможно. Аналогичная ситуация и с браком. Услуга по проверке на брак и расхождения с заказом входит в комплекс по выкупу товара в Китае.
Случай из жизни
Клиент закупает в Китае электрокомпоненты. Это высокомаржинальный товар, продавать его в России выгодно.
Но если поставщик что-то перепутал, распознать ошибку неспециалисту непросто. Нужно тщательно сверять каждую позицию в заказе с артикулом, номером партии.
Поскольку товар для клиента выкупаем мы, все эти проблемы проходят мимо него. Он получает укомплектованный заказ. А заботы по его проверке на складе в Китае делегировал нам.
Другая клиентка возит из Китая большие партии купальников. Товар мелкий и его много, поэтому запутаться нетрудно. Расхождения по размеру и цвету неизбежны. Нужен глаз да глаз.
Весь товар проверяется на складе в Китае и расхождения урегулируются на месте, а клиентка всегда получает в аккурат то, что заказывала.
Нередко предприниматели прежде чем закупать партию товара, заказывают образцы. Протестировать их по желанию можно уже на складе в Китае, в том числе и с его онлайн присутствием.
Так быстрее и дешевле: клиенту не надо ждать, пока образец прибудет в Россию, да и за доставку платить меньше. Впрочем, есть и такие товары, тестирование которых требует много времени и возможно только в России. Тут уж решает клиент.
Случай из жизни
Когда мы тестировали гель-лаки для ногтей, производство которых недавно запустили под собственным брендом, нам пришлось дождаться доставки опытных образцов в Россию. Здесь мы предоставили их для тестирования мастерам маникюра, с которыми сотрудничаем, и женщинам из нашего офиса в Санкт-Петербурге. Чтобы выявить недостатки этого продукта, нужно минимум две недели.
А вот для оценки образцов рюкзаков, которые мы производим под брендом “ВикГео”, было достаточно краш-теста на складе в Китае.
Консолидация груза
Редко получается закупить весь товар у одного поставщика. Чаще для малого бизнеса приходится использовать схему «много раз по разу»: небольшие партии товара приобретаются у разных поставщиков, порой и на разных площадках. Поэтому чтобы понять, какой вариант отправки выгоднее клиенту, нужно собрать на складе весь заказанный им товар.
Только когда на складе собран и проверен весь товар, а если надо, урегулированы с поставщиками вопросы по ошибкам, некомплекту и браку, можно рассчитывать стоимость доставки.
Случай из жизни
Клиент заказал товар у трех разных поставщиков. Сконсолидировать весь его груз на складе и отправить разом получилось дешевле, чем доставлять в Россию заказы от каждого поставщика по отдельности.
Другой пример — клиент сперва сделал один заказ, потом понадобился другой. Отправить оба в Россию вместе получалось дешевле, чем по отдельности. Поэтому клиент предпочел дождаться консолидации на складе обоих заказов.
Работники склада взвешивают и измеряют груз. Только после этого менеджеры готовы рассчитать точную стоимость доставки и по возможности предложить клиенту варианты подешевле.
Случай из жизни
Если товар доставляется через Казахстан, цена зависит от плотности – чем она больше, тем дешевле доставка.
Но если плотность товара разная, не всегда выгодно доставлять его скопом. Дешевле разбить на части, рассортировав по плотности.
Одному клиенту груз из-за этого разделили на семь отправок. Другому отправили отдельно от остального товара заказанный им кинетический песок. Подробнее об этой истории здесь.
Как выбирать склад в Китае
- Если у посредника такая возможность есть, надо учитывать такие факторы:
- Расстояние от поставщика.
- Канал доставки в Россию.
Чем ближе склад к поставщику, тем лучше. Если у поставщика доставка по Китаю бесплатна, вроде бы все равно. Но вы выиграете во времени: чем меньше расстояние, тем быстрее груз окажется на складе.
Производители электрокомпонентов находятся в провинции Гуандун, и их товар оптимально доставлять по возможности на склад в Гуанчжоу. А поставщики товаров для красоты сконцентрированы вокруг города Иу. И если у посредника есть склад в тех краях, лучше воспользоваться им.
Поэтому у нас в Китае три склада в разных частях страны.
Случай из жизни
Клиент нашел поставщика в городе Цюанчжоу, который находится примерно посередине между Гуанчжоу и Иу. И затруднялся выбрать, на склад в какой из этих городов заказывать доставку.
Однако следующий груз клиент заказал у поставщика, который ближе к Иу. Поэтому решил доставить первый заказ в Иу, а там дождаться прибытия второго. Отправлять оба груза в Россию с одного склада вышло дешевле, чем с разных.
Другому предпринимателю поставщик по ошибке отправил груз вместо Гуанчжоу в Иу. Но в Иу же поступил другой груз для того же заказчика. Отправлять их в Россию из одного города оказалось намного дешевле, чем по отдельности с разных складов. Так ошибка поставщика обернулась пользой клиенту.
Канал доставки зависит от ее стоимости для конкретного груза. Например, грузы высокой плотности выгоднее доставлять через Казахстан, низкой – через Маньчжурию. Если груз дешевле везти через Маньчжурию, выгоднее по возможности воспользоваться складом в тех краях,а поставщиков выбирать к нему поближе.
Упаковка груза
Какая нужна упаковка для товара, решает клиент.
Случай из жизни
Предприниматель возит из Китая дизайнерские люстры. Поскольку этот товар хрупкий, упаковке приходится уделять особое внимание.
Коробки для каждой люстры упаковщики прокладывают пенопластом, чтобы она не двигалась внутри, сами люстры оборачивают пупырчатой пленкой или бумагой, а коробки затем пакуют в обрешетку или паллетный борт.
За это приходится платить. Но ни одна люстра, а это товар не из дешевых, в пути не разбилась.
На складе в предусмотрен минимальный набор стандартных мер по защите груза в пути. Картонные коробки усиливаются пластмассовыми уголками, иначе велик риск, что к клиенту те прибудут расплющенными.
Если в стандартной упаковке о поставщика тяжелые металлические детали, например, комплектующие станка, уложены вперемежку с пластиковыми или рассыпались, потому что повредилась их упаковка, пластик работники склада перепакуют отдельно.
Достаточно ли этих мер, решать клиенту.
Упаковка стоит денег сама по себе. А еще увеличивает вес и объем груза, а значит, и стоимость доставки. Но всегда можно найти золотую середину, которая позволит и позаботиться о безопасности груза, и свести к минимуму затраты на доставку.
Случай из жизни
Часть товара клиента нуждалась в обрешетке. Но из-за нее общий объем груза увеличивался настолько, что отправить его было можно только с паллетным бортом. А это самый дорогой вариант упаковки.
Но клиент смог сэкономить, отправив отдельно груз, которому требовалась обрешетка, а остальной — в стандартной упаковке.
Больше о способах защиты товара от повреждений в пути можно прочитать здесь.
Когда товар получен, консолидирован, проверен и упакован, он отправляется к клиенту по соответствующему каналу доставки.
Вкратце, что происходит с товаром на складе, демонстрирует видеоролик.
Таможня
Товар из Китая попадает в Россию разными путями: морем, по воздуху, через сухопутную границу непосредственно между РФ и КНР или въезжает на территорию Таможенного союза через Казахстан или Киргизию.
Мы используем каналы через Казахстан и Маньчжурию.
В Казахстан груз въезжает внутри фуры. Таможенники вправе потребовать разгрузить фуру полностью или частично и выборочно вскрыть упаковку и посмотреть содержимое. Но чаще удовлетворяются документами на груз.
Затем товар по пути в Россию перегружается из одной фуры в другую. Так надо, потому что въезд фур из Китая в РФ запрещен. Но упаковка при перегрузке не вскрывается.
В Маньчжурии весь товар, как и в 90-е, распределяется по баулам челноков, которые переносят его в Россию как будто для личного пользования. Действуют ограничения не только по весу – с начала 2019 года 25 кг. Товар в бауле челнока должен быть разнородным и не вызывать подозрений в коммерческом назначении. Если один челнок несет 25 кг одеял, такие подозрения у российских таможенников, скорее всего, возникнут. А вот если в бауле всего по чуть-чуть, придраться не к чему.
После границы товар собирается заново и следует дальше.
Случай из жизни
Предприниматель завозил через Маньчжурию крупные партии детских ковриков. И был недоволен: товар часто терялся. Поэтому решил попробовать канал через Казахстан, который привлек тем, что груз не надо дробить на части.
Однако после первой доставки через Казахстан случился курьез. Клиент начал возмущаться: груз снова пришел по частям, а часть товара потерялась. Но когда разобрался, оказалось – виноват кладовщик клиента, который неправильно проверил товар на складе. Весь заказанный товар клиент получил сполна и одной партией. А путаница возникла, потому что часть других заказов пришла быстрее, чем предприниматель ожидал.
С тех пор предприниматель возит товар через Казахстан и доволен.
Еще одна особенность Маньчжурии — плановые и внеплановые проверки, которые замедляют, а то и вовсе парализуют работу таможни. Проверки случаются на любой границе, но манчьжурское направление в этом плане особенно уязвимо. Очередная проверка началась в середине сентября и продлится минимум по начало октября. А в начале 2019 года такие проверки сменяли одна другую.
Больше о доставке через Казахстан и Маньчжурию читайте здесь.
Доставка по России
Варианты доставки груза по стране зависят от того, какой удобнее заказчику, и его финансовых возможностей. Можно доставить груз и прямо на склад клиента, но ему решать, насколько это удобно и выгодно. По России груз движется по стандартным маршрутам, но возможны и исключения.
Случай из жизни
Предпринимателю из Сибири удобнее получать груз из Гуанчжоу не по стандартной схеме через Москву, а забирать самовывозом в Новосибирске. В итоге удалось найти вариант, позволяющий ему получать товар этим максимально подходящим способом.
Что надо знать
- На складе посредника в Китае можно не только получить товар у поставщика, который не делает отгрузок за границу, но и проверить заказ на предмет брака и нестыковок, протестировать образцы.
- Консолидация груза от разных поставщиков на складе позволяет сэкономить на доставке в Россию. Скопом отправлять весь груз для одного заказчика или несколькими партиями, зависит от характеристик товара, влияющих на стоимость доставки – объема, веса, плотности. В одних случаях выгоднее отправлять все вместе, в других – по отдельности, рассортировав, например, по плотности. Выбор склада, если есть такая возможность, в свою очередь, зависит от расположения поставщика и канала доставки.
- Дополнительная упаковка увеличивает стоимость доставки, но не всегда нужна. А если без нее не обойтись, есть способы сэкономить. Например, рассортировать груз по видам упаковки.
- Процедура таможенного оформления зависит от канала доставки. Более надежным считается Казахстан, но ряд товаров дешевле везти через Маньчжурию.
- Доставка по России зависит от клиента – как ему удобнее и выгоднее. Возможны и отклонения от стандартных схем, но это надо обсуждать индивидуально.