Задержки в выкупе товара, как показывает обратная связь с клиентами — одна из самых частых проблем, которая вызывает их недовольство. Первый, кому достаются шишки — посредник. Кто ближе, тот и виноват.
Давайте разберемся, почему возникают задержки и всегда ли вина на посреднике.
Причина 1. Разница во времени
Разница во времени между Москвой и Китаем — 5 часов. Как с Иркутском. Банальная истина, которую не все, однако, берут в расчет.
Когда в Москве, Санкт-Петербурге, городах центральной России 9 часов утра, в Иу, Гуанчжоу и Маньчжурии уже 14:00.
Если мы делаем заказ в 16:00 Мск, в Китае в это время уже 21:00. Рабочий день закончен, начнется завтра в 4 утра Мск. Даже если поставщик ответит сразу, что бывает далеко не всегда, это случится утром по китайскому времени. Мы еще будем спать. А когда рабочий день начнется у нас, в Китае он будет клониться к закату.
Корреспонденту федерального издания пришлось ночевать в редакции, чтобы дозвониться в Петропавловск-Камчатский чиновнику, у которого ему требовалось взять комментарий для очередной статьи. Другой возможности поймать того у служебного телефона не было.
Разница между Москвой и Камчаткой — девять часов. Когда в столице начинается рабочий день, на Камчатке заканчивается. Так что с Китаем еще не худший вариант.Когда в Москве, Санкт-Петербурге, городах центральной России 9 часов утра, в Иу, Гуанчжоу и Маньчжурии уже 14:00.
Причина 2. Затяжные согласования
Согласования с поставщиком нередко затягивает сам клиент. Со временем он способен про это и забыть. А вот, что выкуп затянулся, не забывает. Как в старом анекдоте: знаем, что вы наши вилки не крали, сами потеряли и уже нашли, но осадочек остался.
Продемонстрируем на примере недавнего заказа. Клиент согласовал доставку 27 сентября. Но 3 октября заказ еще не был выкуплен. Почему?
Уже при выкупе выяснилось — товар удовлетворяет не всем требованиям клиента. С изменениями, которые предлагал поставщик, клиент не согласился. Затем пошла переписка: «А может быть, все-таки можно? А сколько? Уточните, пожалуйста, еще раз…» Все это — время.
Уладить все нестыковки удалось в 11:00 Мск перед выходными. Но мы же помним, что это в Москве или в Питере 11:00, а в Китае — 16:00, конец рабочего дня. С этого времени поставщик отвечать перестал и вышел на связь только 4 октября. К разнице во времени добавились расхождения в производственном календаре. В России, наверное, мало кто слышал о Дне образования КНР. А в Китае это большой праздник, который отмечается целую неделю — с 1 по 7-8 октября. Еще повезло, что поставщик вышел на связь 4 числа. Мог бы молчать и до конца своих законных выходных.
Казалось бы, ну и пусть отдыхает. У нас оформленный заказ, все согласовано: жмем кнопку «Оплатить» — и дело в шляпе. Но нет!
Поставщик, уходя на длинные выходные, не изменил конечную цену заказа. Чаще всего это связано с доставкой. Таобао и 1688 сплошь и рядом при оформлении заказа автоматически неверно рассчитывают ее цену. Груз отправляется транспортной компанией, а его считают по цене курьерской доставки, которая дороже, и тому подобное.
Поэтому оператор в чате уточняет у поставщика реальную цену доставки заказа в нужный город. Поставщик в ответ сообщает сумму. Оператор согласует общую стоимость заказа с клиентом.
И вот тут кто-то из поставщиков сразу меняет цену в заказе, а кто-то — нет. Некоторые поставщики настолько заняты, что иногда меняют стоимость доставки по два дня. А мы пишем, звоним — напоминаем. Неизменно слышим: «Да-да сейчас». Но ничего не происходит. И так до бесконечности.
А пока в заказ не внесены все положенные изменения, оплатить его мы не можем. Ведь сумма некорректна.
Причина 3. Бардак в бизнес-процессах поставщика
Основная причина задержки при выкупе — это поставщик.
Вы когда-нибудь заказывали через интернет товары или услуги в России?
Обычная житейская ситуация — ремонт в квартире. Делать заказы в интернете приходится регулярно. Процентов 50% поставщиков вообще не перезванивают или делают это на второй-третий день. Кто-то несколько дней выставляет счет и вносит туда правки. Мастера, с которыми вроде бы обо всем договорились, не являются в назначенное время и перестают брать трубку. Знакомо?
В Китае на 1688 часто все еще печальнее.
Огромный оптовый магазин с максимальным рейтингом, тысячами товаров и огромным количеством продаж вполне способен оказаться компанией из 2-5 человек.
Китайцы очень часто хватаются за все подряд. Вместо того чтобы поднимать минимальный заказ и средний чек, подключают розницу.
В конкурентной среде, пытаясь снизить издержки и с ними — себестоимость, китайский малый бизнес не совершенствует бизнес-процессы и производство. Предпочитает не нанимать сотрудников, а больше нагружать тех, что есть.
Вот как укомплектована типичная китайская фирма. Во главе мужчина-лаобань (владелец, собственник по-китайски). Он отвечает за все: продажи, закупки, производство. Жена лаобаня — менеджер, бухгалтер, отдел претензий и что-нибудь еще в одном лице. Пара родственников, которые тоже многофункциональны, как швейцарский ножик. И пара наемных работников — и эти за себя и того парня. Все работают с одним-двумя выходными в месяц, большие праздники не в счет. И вшестером вытягивают нагрузку, которая в России распределена человек на 20.
Если у лаобаня есть ребенок, а, как правило, есть, он за редким исключением ползает в офисе или на складе. Оставить его негде и не с кем.
И вот представьте — этот малыш заболел, и мама повезла его к врачу. Кроме нее некому. Остановятся продажи? Нет! Она будет будет отвечать на сообщения в мессенджере с телефона. Но с перерывами в несколько часов, постоянно забывать что-то сделать и так далее.
Нельзя сказать, что так во всем малом бизнесе Китая. Но таких компаний очень много. Наверное, процентов 20% тех, где мы выкупаем товар. Будь все китайские компании такими, поверьте, всем нам бы мало не показалось. Впрочем, и так не кажется.
У крупных китайских компаний своя специфика и свои проблемы. Но результат зачастую тот же.
Причина 4. Отсутствие автоматизации у поставщика
Эта проблема возникает, когда мы выкупаем груз не на 1688 и Таобао, а на других, менее известных площадках.
Как выбирать площадку для закупок в Китае. Узнать »
Теоретически там, как и на 1688 и Таобао, предусмотрены номер заказа, поле для трек-номера, история изменений, информация об отправке груза… Но на практике все это не работает.
Мы звоним или пишем в Вичате поставщику, сверяем инвойс (счет) и переводим деньги.
Больше про самый популярный в Китае мессенджер WeChat и как искать в нем поставщиков »
Просим промаркировать посылку номером позиции и сообщить трек-код. А поставщик пропускает эти наши требования мимо ушей, отправляя груз без маркировки. И ничего сделать с этим мы не можем.
Регулярно возникает ситуация: трек-код есть, но поставщик его не предоставил. Отправил груз, выбросил накладную — и забыл. Трясем его, а он кормит завтраками. Отвечает: «Сейчас бегу искать». И так до бесконечности. Тем временем груз уже неделю лежит у нас на складе, а ни мы, ни поставщик — ни сном, ни духом.
Недавно так случилось с одним из грузов. Как раз по этой причине: маркировки на нем не было, а трек-код с поставщика мы так и не стрясли.
Нет ни маркировки, ни трек-кода — идентифицировать груз не в состоянии ни упаковщики, ни операторы.
Конечно, будем чаще трясти таких поставщиков и громче на них ругаться (в китайском свои ругательства, но мы и ими владеем 😏). Однако всех проблем это не решит.
Причина 5. Бардак в бизнес-процессах посредника
Среднестатистическому клиенту эта причина представляется наиболее вероятной. Раз выкуп заказа затянулся, значит, посредник работает плохо.
Бывает и так. Но тогда выкуп затягивается еще сильнее.
Сейчас объем выкупа ощутимо сократился. У отдельных операторов — вдвое. Несмотря на это, мы ни одного из них не сократили и не планируем. Сидят без работы по полдня в ожидании заказов — не смертельно. Зато рук на всех хватит.
Мы довели до ума систему работы с заказами, что ускорило процесс. А операторов контролируют переводчики и руководители складов в Китае. Так что все, зависящее от нас, для улучшения качества работы делаем.Задержки по нашей вине сейчас практически исключены А на поставщиков стараемся влиять, но тут наши возможности ограничены. Ведь это не наши сотрудники и нам не подчиняются.
Если посредник дорожит репутацией и клиентами, он постоянно будет допиливать систему работы с заказами и сводить к минимуму возможные косяки. Но над поставщиками не властен.
Резюме
- Итак, обобщим основные причины задержек при выкупе товара:
- Разница во времени и расхождения в производственном календаре.
- Затяжные согласования между поставщиком и клиентом, о которых сам клиент затем может и забыть.
- Бардак в бизнес-процессах у поставщика. Людей не хватает, они пашут за себя и того парня, перегружены, зашиваются, не все успевают, что-то забывают. Результат — поставщик долго не отвечает, не проводит изменения в заказе.
- Отсутствие автоматизации у поставщика, если он не с 1688 или Таобао. Груз приходит без маркировки, поставщик не предоставляет трек-код. Из-за этого груз может пролежать некоторое время на складе, так как его невозможно идентифицировать.
- Бардак в бизнес-процессах посредника. Но мы работаем над ними постоянно, поэтому вероятность задержек по нашей вине практически исключена. А на поставщиков стараемся влиять по мере возможности. И что-то у нас получается. Будь все плохо, вести бизнес с Китаем не имело бы смысла.