На пути из Китая к заказчику в Россию товар проезжает несколько тысяч километров по территории двух или трех стран. Каждый рассчитывает получить его в целости и сохранности. Рассказываем, как свести к минимуму риск повреждения товара в дороге.
Почему товар может повредиться во время доставки
Груз из Китая доставляется по разным каналам. Мы специализируемся на сборных грузах для малого бизнеса — небольших партиях товара с большим набором позиций. Основной канал такой доставки — через Казахстан.
В Казахстане груз приходится перегружать из одной фуры в другую, потому что по закону транспорт из Китая не может въезжать в Россию. На границе весь груз вручную переносят в коробках не распаковывая. На таможне упаковка обычно тоже не вскрывается, но иногда таможенники проверяют содержимое.
Слабое место в любой доставке — человеческий фактор. Ни один посредник или фирма доставки не могут ручаться за аккуратность грузчиков. У нас был случай, когда товар в Петербург прибыл поездом, и мы заказали грузовое такси, чтобы всё погрузить и доставить на склад. Машин потребовалось две, и кладовщик, который следил за погрузкой и разгрузкой, ехал во второй. Когда они приехали на место, он увидел, как грузчики из первой машины стали просто выкидывать коробки на землю.
Еще одна причина повреждений — неправильный порядок при упаковке, когда сверху легкого товара кладется тяжелый. Это как сначала купить виноград в пакете, а потом туда же сверху положить арбуз и понести домой. После такого у винограда нет шансов.
Раньше так случалось и по нашей вине. Но мы учли эту ошибку и полностью переделали инструкцию для работников на складах в Китае. Очевидное правило, которое теперь мы сделали обязательным для всех: тяжелое — вниз, легкое — наверх. Единственное, на что мы не можем повлиять — перегрузка товара по пути и переворачивание коробок вверх ногами. Там всё зависит от порядочности работников службы доставки.
Как мы защищаем грузы
Чтобы товар не повредился в дороге, мы стали использовать коробки из более толстого картона. Они и раньше были нормальные, но стали еще плотнее.
Внутри коробок, в которые собираем заказы клиента, мы дополнительно пакуем товар в более мелкие, чтобы отдельные единицы в дороге меньше перемещались и не бились друг о друга. Это входит в стоимость наших услуг.
Иногда упаковки производителя достаточно, но так бывает не всегда. Если стандартная упаковка рассчитана на 10 флаконов лака, а клиент заказал 20, поставщик отгрузит две полных упаковки. А если он заказал 12 флаконов, то поставщик два флакона положит вообще отдельно или тоже в стандартную упаковку на 10 флаконов. Они там будут болтаться во время поездки и терять товарный вид. Для таких случаев и нужны более мелкие коробки.
Недавно на наш склад пришли термосы для клиента. По количеству и габаритам товар вписался идеально — коробка была заполнена доверху, а термосы в упаковке производителя лежали вплотную друг к другу. Благодаря плотной фасовке повреждений не было вообще. Так получается не со всяким товаром — мы используем коробки разных размеров, но все варианты предусмотреть невозможно.
На все коробки, в которые собираем клиентские заказы, мы клеим уголки прочности. Они помогают сохранить структуру коробки. По дороге из России в Китай коробка проезжает большое расстояние, и без уголков она легко может потерять форму и испортить товар. Уголки не гарантируют на 100%, что такого не случится, но сводят вероятность к минимуму. Это самый дешевый способ обезопасить груз.
Всё то, о чём мы говорили до этого, мы делаем для всех товаров без исключения. А ещё есть дополнительные меры защиты, которые мы предлагаем клиентам. Использовать их или нет — каждый решает сам.
Дополнительные способы защиты
У одного нашего клиента заказ по дороге потерял товарный вид. Он для перепродажи закупил аксессуары для велосипедов, упакованные в фирменные коробочки. С самими аксессуарами ничего не случилось, но упаковка помялась и стала выглядеть непрезентабельно. На прилавок такую поставить уже неудобно — товарный вид потерян. В таких случаях мы рекомендуем заказывать у производителя отдельно сами коробочки по числу единиц товара. Стоят они дёшево, а заменить испорченную на новую очень легко.
Когда к нам на склад приходит товар, упакованный производителем, а от клиента нет особых пожеланий, мы его проверяем, закрываем упаковку и обматываем её скотчем. Но если клиент заказывает бьющийся товар, то предлагаем дополнительно упаковать его в пузырчатую пленку. Если на товаре нет пометки о том, нужна плёнка или нет, то связываемся с заказчиком и выясняем.
Ещё можно заказать обрешетку — это когда вокруг одной или нескольких коробок сколачивается решетка из досок. Она защищает товар от проминания и от небрежного обращения. Коробки в обрешетке не получится просто выбросить из фуры на землю — из-за веса, скорее всего, потребуется тележка.
Недавно мы получили груз для клиента, который заказал обрешетку. Весь товар, включая образцы бумажных стаканчиков для кофе, прибыл в идеальном состоянии. А чашки дополнительно были упакованы в пузырчатую пленку и тоже доехали в целости и сохранности.
Более мощный вариант упаковки — паллетный борт. Он делается так: груз ставится на паллету (промышленный поддон из дерева), над ней набивается каркас из толстых досок, затем груз со всех сторон закрывается крышками. Весит такая конструкция от 500 кг до 1 тонны. Руками такую не сдвинуть и на землю не сбросить, нужна будет машина-погрузчик.
Одно из направлений нашего бизнеса — оптовая торговля товарами для красоты. При доставке груза мы сами используем паллетные борты, это самый надёжный способ защиты груза.
Паллетный борт используется для грузов объемом от 0,5 м³ и весом от 30 килограмм. Сделать паллету под меньший объем невозможно, а более лёгкий груз в паллете не отправить. Если товар не проходит по этим параметрам, применяется обрешетка.
Способы максимально защитить свой груз
- Заказывайте товар целыми упаковками, так он не будет болтаться в полупустых заводских коробках. А в комментариях к заказу отдельно пропишите, что нужна именно заводская упаковка. У многих производителей есть варианты упаковки разной вместимости, например, на 5, 10 или 20 единиц товара. Часто об этом информирует сам производитель на онлайн-площадке, где выставляет продукцию.
- Если нет, спросите у него напрямую или через посредника.
- Всегда заказывайте 10-20% пустых упаковок для самого товара или хотя бы уточните у поставщика, есть ли такая возможность. Даже самая надежная защита груза, к сожалению, не может гарантировать полную сохранность упаковки. Иногда упаковка изначально некачественная и тоже требует замены.
- Если в вашем заказе много разных товаров, закажите дополнительно пупырчатую пленку.
- Если товар хрупкий или критичен его внешний вид, обязательно закажите обрешетку или паллетный борт.
- Когда груза достаточно для паллетного борта, лучше заказать его, чем обрешетку.
- Если один раз товар прибыл без повреждений в стандартной упаковке с минимальной защитой, это не значит, что так будет всегда. Может быть вам повезёт, и вы никогда не столкнётесь с такими проблемами, но лучше заранее подстраховаться и заказать дополнительную защиту товара.