Как устроена карго доставка из Китая

Почему задержки груза в пути — неизбежное зло, в котором нет виноватых

По пути из Китая в Россию груз порой задерживается. На то бывают разные причины — затянувшийся досмотр, проверки на таможне, ситуация на дорогах, очереди на складах, китайский Новый год… Внесли свою лепту и ограничения, связанные с пандемией коронавируса.

Когда груз задерживается в пути, клиенты обижаются.

Проблемы возникают, потому что клиенты не знают, как устроена карго-доставка. Рассказываем, как происходит доставка груза из Китая в Россию.

Посредник ≠ перевозчик

Когда клиент заказывает товар из Китая через посредника, с его помощью решает вопрос в том числе и доставки. Рассмотрим ситуацию — клиент заказал весь набор услуг от покупки и выкупа товара до его доставки и получения на складе посредника в России. На всех этапах работы с заказом клиент имеет дело исключительно с посредником. Поэтому и доставку груза считает подконтрольной ему. Но это не так.

Вот как выглядит схема движения груза от поставщиков до конечного клиента. ↓

На всех этапах от поступления груза на склад перевозчика в Китае до доставки на наш склад в России ситуацией владеет только перевозчик. А мы располагаем лишь информацией, которой он с нами делитсяНа всех этапах от поступления груза на склад перевозчика в Китае до доставки на наш склад в России ситуацией владеет только перевозчик. А мы располагаем лишь информацией, которой он с нами делится

Посредник и перевозчик — это разные роли. Мы как посредник берем на себя организацию доставки груза, но не занимаемся ей непосредственно. Груз доставляют транспортные компании. Когда клиент заказывает доставку через нас, соприкасается только с нами. Транспортная компания с ним дел не имеет. Она выполняет наш заказ — доставляет грузы из Китая в Россию. На все, что касается доставки и факторов, от которых зависят ее сроки, мы повлиять не можем. Мы располагаем только той информацией, которую нам предоставляет перевозчик.

доставка из Китая

Обычно перевозчик сообщает нам, что груз с такими-то номерами заказов будет в Москве через три-четыре дня. Обычно перевозчики делают это, когда груз пересекает границу Казахстана и России. Все, что мы знаем, пока не получили сообщение — дату, когда груз отбыл с нашего склада, и что он находится где-то между ним и казахско-российской границей.

Раньше один из перевозчиков предоставлял трек-код, который позволял следить за грузом в режиме реального времени. Это очень нравилось и нам, и конечным клиентам. Но года полтора назад перевозчик от этой практики отказался.

«А разве нельзя спросить перевозчика, где мой груз?»

Многие клиенты в ситуации, когда груз задерживается, недоумевают. Они рассуждают: перевозчик должен знать, в какой машине находится каждый груз, а где находится конкретная фура, можно отследить по GPS. Скорее всего, перевозчики отслеживают местоположение фур. Но вот делиться этой информацией с нами и другими клиентами не торопятся.

На рынке доставки груза из Китая в Россию работают в среднем 3-5 перевозчиков. Это крупные игроки, которые взаимодействуют преимущественно с посредниками. Для них клиенты — мы и другие посреднические компании. Наш конечный клиент работает с нами и с перевозчиком не соприкасается. Поэтому и крайние для него всегда мы.

Грузопоток из Китая в Россию — десятки тысяч конечных клиентов, сотни тысяч тонн груза и миллионы позиций — от крупной партии ценой в миллионы рублей до пробного образца за несколько сотен. Отследить каждую позицию в этом потоке нереально. В этом случае перевозчикам придется целыми днями только и отвечать на запросы.

Поскольку мы работаем с основными перевозчиками между Китаем и Россией давно и постоянно заказываем большие объемы доставки, у нас сложились особые отношения. Перевозчики готовы делиться с нами информацией о конкретном грузе. Но не в постоянном режиме, а по запросу и только в экстренных ситуациях. Если будем спрашивать по каждому заказу, они перестанут делиться с нами и той информацией, что предоставляют.

«Так все-таки когда я получу свой груз?»

Пока груз, по нашим предположениям, находится на таможне, мы можем только сказать, что не стоит ждать его раньше, чем через две недели (для медленного авто). Дальше — как повезет. Более точной информации дать не сможем, пока перевозчик не сообщит, что груз будет в Москве через несколько дней. И ни один другой посредник тоже не сможет.

Недавно с нашим клиентом случилась неприятная ситуация. Он производит коптильни, а в Китае заказывает для них термометры. Очередную партию заказал с расчетом успеть изготовить продукт перед Новым годом, когда традиционно растет спрос. Но фура с термометрами застряла на таможне так надолго, что в лучшем случае могла бы прибыть в Россию только впритык перед праздниками. Нам оставалось только честно предупредить клиента и посоветовать купить термометры в России. Так он заработает меньше, но еще хуже потерять деньги из-за остановки продаж на пике спроса.

«Я работал с другими посредниками, и они всегда говорили, где груз»

Скорее всего, такие посредники вводили клиента в заблуждение. Все посредники работают с одними и теми же перевозчиками — их выбор, как уже было сказано, невелик. Перевозчики не делятся точной информацией, где груз, ни с кем. В этом плане их схема работы одинакова.

Посредник может сказать клиенту, что груз находится, например, на таможне или в Алматы, чтобы тот успокоился и отстал. Но в лучшем случае это будут приблизительное местоположение груза и сроки доставки.

Если доставка груза затягивается, мы можем лишь предполагать, что затянулся таможенный досмотр. Весь процесс доставки с момента отправки груза со склада в Китае до сообщения перевозчика, что через несколько дней фура будет в Москве, для посредника — черный ящик.

Путь груза от нашего склада в Китае до границы РФ и Казахстана для нас черный ящикПуть груза от склада в Китае до границы РФ и Казахстана для посредника — черный ящик: мы не знаем, что происходит внутри этого ящика и не можем повлиять на эти процессы

Один бизнесмен недавно написал в нашем чате, что если его груз задержится, он поставит под офисом посредника палатку и будет в ней ночевать «до победного конца». Только вот пользы от подобного экстрима — ноль. Сроки доставки не зависят от посредника, и никак на них повлиять он не может.

«Что вы за посредник, если не можете ускорить прохождение таможни?»

Таможенное оформление груза — функция не посредника и не перевозчика, а брокера. Это еще один игрок, который участвует в доставке груза. Как и с кем брокеры решают проблемы с таможней, мы можем только догадываться. Это бизнес брокеров и их ноу-хау, которыми они по понятным причинам ни с кем не делятся.

Мы на таможню не вхожи. Даже если представить, что наш представитель прибудет туда и попытается с кем-то договориться, с ним никто не станет разговаривать. И это в лучшем случае. В Китае очень суровое наказание за коррупционные преступления — вплоть до смертной казни. Да и в России предложение должностному лицу что-либо сделать в обход закона за мзду чревато уголовным делом и реальным сроком.

Не всегда может повлиять на таможню и брокер. На всех таможнях периодически случаются проверки. Если проверка началась, когда фура перевозчика уже пришла на таможню, остается ждать, когда проверка закончится.

Грузы, не успевшие доехать до таможни, во время проверки идут в обход. Но это тоже способно стать причиной задержки груза в пути. Такая ситуация возникла во время пандемии. На одном из таможенных пунктов пропуска обнаружили инфекцию. Таможню пришлось закрыть, а весь груз пустить в обход. Но альтернативный переход, через который пошел груз, обладал меньшей пропускной способностью. Из-за этого на нем скапливались очереди: груз проходил таможню дольше обычного, и это сказывалось на сроках доставки.

«Покажите документ, что мой груз действительно застрял на таможне»

При доставке карго никаких документов о пребывании груза на таможне быть не может. Хотите документы — заказывайте «белую» доставку контейнерами.

Карго — «серый» вариант ввоза товара. Эта схема не противозаконна, иначе мы бы ее не использовали. Но документы с таможни в ней неприменимы. Все, что мы можем предложить клиенту при карго доставке — закрывающие документы о приобретении товара у нас, если нас уведомили, что такие документы нужны, при заказе.

«Я заказывал доставку через другого посредника, и груз прибыл вовремя»

Посредников, которые работают с Китаем, много. А число перевозчиков ограничено. Поэтому наши конкуренты везут груз с теми же перевозчиками, что и мы. И тут уж как повезет. Но сроки доставки не зависят от посредника.

По той же причине нет смысла заказывать доставку груза через равных посредников. Клиент думает, что положил яйца в разные корзины и диверсифицировал риски. Этот принцип хорош при формировании инвестиционного портфеля. А в бизнесе с Китаем не работает. Заказать доставку вы можете через разных посредников, а все ваши грузы будут ехать с одним и тем же перевозчиком и в одной фуре.

Можно сравнить с покупкой авиабилетов. Существуют разные сайты по их продаже. Один раз вы купили билет из Москвы в Санкт-Петербург на «Скайсканере», а в следующий — на «Озоне». Первый раз долетели без проблем, а на второй вылет задержался на несколько часов по метеоусловиям. Но ведь «Озон» не виноват, что вылет пришлось отложить.

«У вас слишком дорого»

Мы регулярно мониторим цены конкурентов и знаем — если наши и выше средних по рынку, то ненамного. Услуги посредников в бизнесе с Китаем — это не поезд с вагонами разного класса с разницей в цене билета. Класс для всех один.

Естественно, в цену мы закладываем издержки, которые должны отбить, и свой интерес. Иначе нам не было бы смысла работать. Мы снимаем офис в центре Москвы, а не за МКАДом, не экономим на зарплате менеджеров, и это сказывается на цене. Но всегда называем цену «под ключ», в которую включены стандартная упаковка, страховка и ряд других функций. А у многих конкурентов эти функции оборачиваются скрытыми платежами.

Ситуацию со скрытыми платежами можно сравнить с политикой авиакомпаний-лоукостеров. Перелет у них стоит копейки. Но если воспользоваться всеми опциями за отдельную плату, затраты увеличиваются в несколько раз. А зачастую клиент узнает, что должен доплатить, уже при посадке.

При доставке груза из Китая посредник может назвать цену «голой» доставки товара. Отдельный счет выставят за упаковку, даже стандартную, а по прибытии груза на склад в Москву — за его хранение, перегруз из фуры в тележку, аренду этой самой тележки и тому подобное. Дополнительные опции за отдельную плату есть и у нас. Но в стоимость автоматически включены перегрузка в Алматы и на Южных воротах в Москве, а при заказе у нас выкупа товара — и страховка, на долю которой приходится 50-60% нашей комиссии. А другие могут брать за все это дополнительные деньги. Так что никогда не лишне уточнить до заказа, что входит в стоимость, что нет, и посчитать, сколько в итоге получится.

«Сроки доставки увеличились, а цены на нее выросли — как-то это неправильно»

К сожалению, когда увеличиваются сроки доставки, цена на нее растет. Это неизбежное зло. Ведь вместе со сроками увеличиваются издержки перевозчика.

Водители-дальнобойщики, которые везут груз, получают суточные за каждый день в пути. Чем дольше находился в дороге, тем больше приходится платить.

Пока водители сутками стоят перед границей в ожидании оформления, они вынуждены расходовать горючее, чтобы отапливать кабину, в которой все это время живут. Это опять же издержки перевозчика. Машина стоит, а деньги все равно капают.

Если перевозчик не отобьет издержки и не получит прибыль, ему не будет смысла вести бизнес. Никто не будет работать себе в убыток. Вы бы тоже не стали.

Запомните

  1. Посредник и перевозчик — это две разных роли. Посредник только организовывает доставку, а ее исполнение делегирует перевозчику и никак не может повлиять на ситуацию, когда груз находится в пути. Перевозчик только сообщает, что груз будет в Москве через 3-4 дня.
  2. Перевозчики не информируют посредников, где груз, по запросу каждого клиента. Если и делятся информацией, то не со всяким посредником, в особых случаях и в порядке исключения.
  3. Посредник знает только, раньше какого времени груз точно не следует ждать. Если фура, по его предположению, застряла на таможне, в Россию она попадет не раньше, чем через две недели.
  4. Если посредник сообщает точное местоположение груза, то, скорее всего, лукавит, чтобы клиент отстал. Располагать этой информацией посредник не может.
  5. Посредник не работает с таможней. Это компетенция брокера. Как, с кем и на каких условиях брокеры решают вопросы таможенного оформления — секреты их бизнеса. С посредником на таможне никто не станет разговаривать. Рычагов воздействия на таможню у посредника нет.
  6. При карго доставке подтвердить документально, что груз на таможне, невозможно. Возможным становится только при «белой» контейнерной доставке.
  7. Сроки доставки не зависят от посредника. Если груз прибыл вовремя, это не потому что посредник лучше, а потому что повезло.
  8. За низкой ценой доставки могут стоять скрытые платежи. Поэтому всегда уточняйте, что входит в стоимость, а за что надо доплачивать.
  9. Чем дольше доставка, тем выше издержки посредника, и это ведет к увеличению цены.

Применяйте опыт 8000+ предпринимателей для роста своего бизнеса с Китаем. Подпишитесь на телеграм-канал ChinaToday. Рассказываем реальные истории предпринимателей, которые помогут вам избежать ошибок и работать с китайскими поставщиками по проверенной стратегии.
Телеграм-канал с материалами по работе с Китаем

Антикейс: чем обернулась для предпринимателя целая череда ошибок при закупке в Китае

В этом антикейсе разберем какие сложности могут возникнуть в работе с китайскими продавцами. Бонус: чек-лист, который поможет закупать товары в Китае.

Как привезти из Китая погрузчик за 1 миллион рублей и почему фабрика добавит к цене 13%

Предприниматель заказал в Китае погрузчик, но получил счет от поставщика на 13% больше, чем договаривались изначально. Почему поставщик повысил стоимость и покупателя это не смутило, читайте в кейсе.

Больше кейсов

Читайте кейсы ChinaToday и получите опыт других предпринимателей, чтобы успешно решать свои задачи с китайскими поставщиками и избежать ошибок.