Почему задержки груза в пути — неизбежное зло, в котором нет виноватых
По пути из Китая в Россию груз порой задерживается. На то бывают разные причины — затянувшийся досмотр, проверки на таможне, ситуация на дорогах, очереди на складах, китайский Новый год… Внесли свою лепту и ограничения, связанные с пандемией коронавируса.
Когда груз задерживается в пути, клиенты обижаются.
Проблемы возникают, потому что клиенты не знают, как устроена карго-доставка. Рассказываем, как происходит доставка груза из Китая в Россию.
Посредник ≠ перевозчик
Когда клиент заказывает товар из Китая через посредника, с его помощью решает вопрос в том числе и доставки. Рассмотрим ситуацию — клиент заказал весь набор услуг от покупки и выкупа товара до его доставки и получения на складе посредника в России. На всех этапах работы с заказом клиент имеет дело исключительно с посредником. Поэтому и доставку груза считает подконтрольной ему. Но это не так.
Вот как выглядит схема движения груза от поставщиков до конечного клиента. ↓
Посредник и перевозчик — это разные роли. Мы как посредник берем на себя организацию доставки груза, но не занимаемся ей непосредственно. Груз доставляют транспортные компании. Когда клиент заказывает доставку через нас, соприкасается только с нами. Транспортная компания с ним дел не имеет. Она выполняет наш заказ — доставляет грузы из Китая в Россию. На все, что касается доставки и факторов, от которых зависят ее сроки, мы повлиять не можем. Мы располагаем только той информацией, которую нам предоставляет перевозчик.
Обычно перевозчик сообщает нам, что груз с такими-то номерами заказов будет в Москве через три-четыре дня. Обычно перевозчики делают это, когда груз пересекает границу Казахстана и России. Все, что мы знаем, пока не получили сообщение — дату, когда груз отбыл с нашего склада, и что он находится где-то между ним и казахско-российской границей.
Раньше один из перевозчиков предоставлял трек-код, который позволял следить за грузом в режиме реального времени. Это очень нравилось и нам, и конечным клиентам. Но года полтора назад перевозчик от этой практики отказался.
«А разве нельзя спросить перевозчика, где мой груз?»
Многие клиенты в ситуации, когда груз задерживается, недоумевают. Они рассуждают: перевозчик должен знать, в какой машине находится каждый груз, а где находится конкретная фура, можно отследить по GPS. Скорее всего, перевозчики отслеживают местоположение фур. Но вот делиться этой информацией с нами и другими клиентами не торопятся.
На рынке доставки груза из Китая в Россию работают в среднем 3-5 перевозчиков. Это крупные игроки, которые взаимодействуют преимущественно с посредниками. Для них клиенты — мы и другие посреднические компании. Наш конечный клиент работает с нами и с перевозчиком не соприкасается. Поэтому и крайние для него всегда мы.
Грузопоток из Китая в Россию — десятки тысяч конечных клиентов, сотни тысяч тонн груза и миллионы позиций — от крупной партии ценой в миллионы рублей до пробного образца за несколько сотен. Отследить каждую позицию в этом потоке нереально. В этом случае перевозчикам придется целыми днями только и отвечать на запросы.
Поскольку мы работаем с основными перевозчиками между Китаем и Россией давно и постоянно заказываем большие объемы доставки, у нас сложились особые отношения. Перевозчики готовы делиться с нами информацией о конкретном грузе. Но не в постоянном режиме, а по запросу и только в экстренных ситуациях. Если будем спрашивать по каждому заказу, они перестанут делиться с нами и той информацией, что предоставляют.
«Так все-таки когда я получу свой груз?»
Пока груз, по нашим предположениям, находится на таможне, мы можем только сказать, что не стоит ждать его раньше, чем через две недели (для медленного авто). Дальше — как повезет. Более точной информации дать не сможем, пока перевозчик не сообщит, что груз будет в Москве через несколько дней. И ни один другой посредник тоже не сможет.
Недавно с нашим клиентом случилась неприятная ситуация. Он производит коптильни, а в Китае заказывает для них термометры. Очередную партию заказал с расчетом успеть изготовить продукт перед Новым годом, когда традиционно растет спрос. Но фура с термометрами застряла на таможне так надолго, что в лучшем случае могла бы прибыть в Россию только впритык перед праздниками. Нам оставалось только честно предупредить клиента и посоветовать купить термометры в России. Так он заработает меньше, но еще хуже потерять деньги из-за остановки продаж на пике спроса.
«Я работал с другими посредниками, и они всегда говорили, где груз»
Скорее всего, такие посредники вводили клиента в заблуждение. Все посредники работают с одними и теми же перевозчиками — их выбор, как уже было сказано, невелик. Перевозчики не делятся точной информацией, где груз, ни с кем. В этом плане их схема работы одинакова.
Посредник может сказать клиенту, что груз находится, например, на таможне или в Алматы, чтобы тот успокоился и отстал. Но в лучшем случае это будут приблизительное местоположение груза и сроки доставки.
Если доставка груза затягивается, мы можем лишь предполагать, что затянулся таможенный досмотр. Весь процесс доставки с момента отправки груза со склада в Китае до сообщения перевозчика, что через несколько дней фура будет в Москве, для посредника — черный ящик.
Один бизнесмен недавно написал в нашем чате, что если его груз задержится, он поставит под офисом посредника палатку и будет в ней ночевать «до победного конца». Только вот пользы от подобного экстрима — ноль. Сроки доставки не зависят от посредника, и никак на них повлиять он не может.
«Что вы за посредник, если не можете ускорить прохождение таможни?»
Таможенное оформление груза — функция не посредника и не перевозчика, а брокера. Это еще один игрок, который участвует в доставке груза. Как и с кем брокеры решают проблемы с таможней, мы можем только догадываться. Это бизнес брокеров и их ноу-хау, которыми они по понятным причинам ни с кем не делятся.
Мы на таможню не вхожи. Даже если представить, что наш представитель прибудет туда и попытается с кем-то договориться, с ним никто не станет разговаривать. И это в лучшем случае. В Китае очень суровое наказание за коррупционные преступления — вплоть до смертной казни. Да и в России предложение должностному лицу что-либо сделать в обход закона за мзду чревато уголовным делом и реальным сроком.
Не всегда может повлиять на таможню и брокер. На всех таможнях периодически случаются проверки. Если проверка началась, когда фура перевозчика уже пришла на таможню, остается ждать, когда проверка закончится.
Грузы, не успевшие доехать до таможни, во время проверки идут в обход. Но это тоже способно стать причиной задержки груза в пути. Такая ситуация возникла во время пандемии. На одном из таможенных пунктов пропуска обнаружили инфекцию. Таможню пришлось закрыть, а весь груз пустить в обход. Но альтернативный переход, через который пошел груз, обладал меньшей пропускной способностью. Из-за этого на нем скапливались очереди: груз проходил таможню дольше обычного, и это сказывалось на сроках доставки.
«Покажите документ, что мой груз действительно застрял на таможне»
При доставке карго никаких документов о пребывании груза на таможне быть не может. Хотите документы — заказывайте «белую» доставку контейнерами.
Карго — «серый» вариант ввоза товара. Эта схема не противозаконна, иначе мы бы ее не использовали. Но документы с таможни в ней неприменимы. Все, что мы можем предложить клиенту при карго доставке — закрывающие документы о приобретении товара у нас, если нас уведомили, что такие документы нужны, при заказе.
«Я заказывал доставку через другого посредника, и груз прибыл вовремя»
Посредников, которые работают с Китаем, много. А число перевозчиков ограничено. Поэтому наши конкуренты везут груз с теми же перевозчиками, что и мы. И тут уж как повезет. Но сроки доставки не зависят от посредника.
По той же причине нет смысла заказывать доставку груза через равных посредников. Клиент думает, что положил яйца в разные корзины и диверсифицировал риски. Этот принцип хорош при формировании инвестиционного портфеля. А в бизнесе с Китаем не работает. Заказать доставку вы можете через разных посредников, а все ваши грузы будут ехать с одним и тем же перевозчиком и в одной фуре.
Можно сравнить с покупкой авиабилетов. Существуют разные сайты по их продаже. Один раз вы купили билет из Москвы в Санкт-Петербург на «Скайсканере», а в следующий — на «Озоне». Первый раз долетели без проблем, а на второй вылет задержался на несколько часов по метеоусловиям. Но ведь «Озон» не виноват, что вылет пришлось отложить.
«У вас слишком дорого»
Мы регулярно мониторим цены конкурентов и знаем — если наши и выше средних по рынку, то ненамного. Услуги посредников в бизнесе с Китаем — это не поезд с вагонами разного класса с разницей в цене билета. Класс для всех один.
Естественно, в цену мы закладываем издержки, которые должны отбить, и свой интерес. Иначе нам не было бы смысла работать. Мы снимаем офис в центре Москвы, а не за МКАДом, не экономим на зарплате менеджеров, и это сказывается на цене. Но всегда называем цену «под ключ», в которую включены стандартная упаковка, страховка и ряд других функций. А у многих конкурентов эти функции оборачиваются скрытыми платежами.
Ситуацию со скрытыми платежами можно сравнить с политикой авиакомпаний-лоукостеров. Перелет у них стоит копейки. Но если воспользоваться всеми опциями за отдельную плату, затраты увеличиваются в несколько раз. А зачастую клиент узнает, что должен доплатить, уже при посадке.
При доставке груза из Китая посредник может назвать цену «голой» доставки товара. Отдельный счет выставят за упаковку, даже стандартную, а по прибытии груза на склад в Москву — за его хранение, перегруз из фуры в тележку, аренду этой самой тележки и тому подобное. Дополнительные опции за отдельную плату есть и у нас. Но в стоимость автоматически включены перегрузка в Алматы и на Южных воротах в Москве, а при заказе у нас выкупа товара — и страховка, на долю которой приходится 50-60% нашей комиссии. А другие могут брать за все это дополнительные деньги. Так что никогда не лишне уточнить до заказа, что входит в стоимость, что нет, и посчитать, сколько в итоге получится.
«Сроки доставки увеличились, а цены на нее выросли — как-то это неправильно»
К сожалению, когда увеличиваются сроки доставки, цена на нее растет. Это неизбежное зло. Ведь вместе со сроками увеличиваются издержки перевозчика.
Водители-дальнобойщики, которые везут груз, получают суточные за каждый день в пути. Чем дольше находился в дороге, тем больше приходится платить.
Пока водители сутками стоят перед границей в ожидании оформления, они вынуждены расходовать горючее, чтобы отапливать кабину, в которой все это время живут. Это опять же издержки перевозчика. Машина стоит, а деньги все равно капают.
Если перевозчик не отобьет издержки и не получит прибыль, ему не будет смысла вести бизнес. Никто не будет работать себе в убыток. Вы бы тоже не стали.
Запомните
- Посредник и перевозчик — это две разных роли. Посредник только организовывает доставку, а ее исполнение делегирует перевозчику и никак не может повлиять на ситуацию, когда груз находится в пути. Перевозчик только сообщает, что груз будет в Москве через 3-4 дня.
- Перевозчики не информируют посредников, где груз, по запросу каждого клиента. Если и делятся информацией, то не со всяким посредником, в особых случаях и в порядке исключения.
- Посредник знает только, раньше какого времени груз точно не следует ждать. Если фура, по его предположению, застряла на таможне, в Россию она попадет не раньше, чем через две недели.
- Если посредник сообщает точное местоположение груза, то, скорее всего, лукавит, чтобы клиент отстал. Располагать этой информацией посредник не может.
- Посредник не работает с таможней. Это компетенция брокера. Как, с кем и на каких условиях брокеры решают вопросы таможенного оформления — секреты их бизнеса. С посредником на таможне никто не станет разговаривать. Рычагов воздействия на таможню у посредника нет.
- При карго доставке подтвердить документально, что груз на таможне, невозможно. Возможным становится только при «белой» контейнерной доставке.
- Сроки доставки не зависят от посредника. Если груз прибыл вовремя, это не потому что посредник лучше, а потому что повезло.
- За низкой ценой доставки могут стоять скрытые платежи. Поэтому всегда уточняйте, что входит в стоимость, а за что надо доплачивать.
- Чем дольше доставка, тем выше издержки посредника, и это ведет к увеличению цены.