Трудность 1: маркетинг
Произвести товар под собственным брендом — это полдела. Технически, ничего сложного в этом нет: выбрали товар, поставщика, заказали первую партию, проверили, заказали ещё.
А вот вывести товар на рынок и раскрутить новый бренд непросто. Из-за этого у нас поначалу забуксовал проект по производству рюкзаков «ВикГео» — нам даже пришлось на время приостановить его из-за убыточности. Второе дыхание проект получил, когда мы продумали историю бренда, разработали фирменные дизайн и упаковку, запустили разные маркетинговые инструменты.
На производстве товара под собственным брендом не получится заработать денег так же быстро, как на перепродаже. Наверное, есть исключения, но обычно раскрутка бренда — это долгая, кропотливая работа.
Очередь не выстроится за товаром, о котором никто не знает. А чтобы она всё-таки выстроилась, маркетологам предстоит потрудиться.
Трудность 2: со временем конкуренты начнут копировать вашу продукцию
Это обязательно произойдёт, если у вас получится создать успешный бренд. Чтобы противостоять конкурентам, которые будут активно пытаться вас копировать, также понадобится сильный маркетинг. С другой стороны, после раскрутки мощный маркетинг будет уже у вас в активе.
У ваших маркетологов с появлением подделок появится дополнительная задача — рассказать об этом покупателям и объяснить им, как выявлять подделки. Отличия от оригинала обязательно найдутся: копия почти всегда хуже.
Стоит позаботиться и о дополнительных способах идентифицировать оригинальный продукт. Например, в 90-е годы оригинальные крымские вина производства «Массандры» было легко отличить от подделок по фирменной деревянной пробке с символикой производителя. Производители контрафакта ограничивались копированием этикеток. Подделать пробку было технически сложно и слишком дорого, поэтому обходились пластмассовой.
Отдельно придётся подумать и о юридической защите вашего бренда. Если бренд зарегистрирован как товарный знак, у вас большие шансы заработать на компенсации за его незаконное использование. Закон позволяет взыскать с недобросовестного производителя до 5 миллионов рублей через суд, заставить его прекратить торговлю подделками и уничтожить их за свой счёт, потребовать убрать ваш товарный знак из рекламы, а в некоторых случаях — даже заставить сменить название компании, если оно сделано «под вас».
Полагается за незаконное использование товарного знака и уголовная ответственность — если ущерб составил больше 250 тысяч рублей, УК РФ предусматривает штраф от ста тысяч или до двух , а при отягчающих обстоятельствах — и до 6 лет лишения свободы.
В 2016 году арбитражный суд в Новосибирске оштрафовал на 600 тыс. рублей маникюрный салон из Кирова за незаконное использование товарного знака «4hands» в названии «Маникюр и педикюр в 4 руки». Кировскому салону дополнительно пришлось компенсировать истцу 62 тыс. руб. судебных издержек.
Товарный знак лучше регистрировать до вывода товара на рынок. Иначе нельзя исключить, что производитель подделки воспользуется этим, зарегистрирует его сам и будет требовать возмещения убытков уже от вас. И доказать суду, что правы вы, а не он, не получится.
Трудность 3. Нужно постоянно тестировать поставщиков
Нельзя останавливаться на одном поставщике, как бы хорош он ни был. Бывает так, что рано или поздно поставщики подводят. Зависеть от одного поставщика опасно не только при производстве товара под собственным брендом, но и при продаже чужой продукции.
Наш руководитель Георгий Сутягин столкнулся проблемой зависимости от единственного поставщика ещё на первом бизнес-проекте — интернет-магазине кальянов. Поставщик задерживал отгрузку и постоянно ошибался при комплектовании заказов. Найти ему быстро замену оказалось невозможно. Из-за таких проблем у компании были просадки по ассортименту, в итоге она теряла клиентов, а с ними — деньги.
Идеально — всегда страховаться, распределять товары по разным поставщикам на случай, если подведёт основной, и постоянно держать на примете сопоставимые аналоги на замену товару, если он у вас уникальный.
Иногда на рынке появляется поставщик с более выгодными условиями, чем у других, при том же качестве товара. Успеете воспользоваться этим первым — получите конкурентное преимущество.
Выводы
- За незнакомым товаром очереди не будет. Предварительно над раскруткой нового бренда должны поработать маркетологи. Это требует сил и денег.
- Как только товар под вашим брендом станет успешным и востребованным, его начнут копировать конкуренты. Подготовьтесь к этому заранее и выжмите из ситуации максимум.
- Постоянно проверяйте поставщиков и будьте готовы к их ротации — даже самые надёжные однажды способны подвести.