Рассказываем о менее известной бизнесменам из России, чем Алибаба, но более интересной китайской онлайн торговой площадке.
Большинство россиян, которые ведут бизнес с Китаем, находят поставщиков на Алибабе. Но в Китае есть и другие, менее известные бизнесменам из России, но более интересные площадки. В статье рассказываем об одной из них — 1688.
Вкратце преимущества 1688 перед Алибабой: сделка защищена лучше, цены на один и тот же товар ниже, а мошенников меньше.
Чем плох Алибаба
Одна из функций, которые отличают торговую площадку от онлайн доски объявлений — механизм защиты сделки. На Алибабе он вроде бы присутствует. Но как только возникает спорная ситуация, покупатель быстро убеждается — существует эта защита только формально. В реальности же добиться своего там почти нереально.
У руководства Алибабы нет времени и желания разбирать споры между поставщиками и их клиентами. Поэтому после вашего обращения в службу поддержки вам станут настойчиво предлагать разрешить возникшую ситуацию с поставщиком без их вмешательства. А если клиент настаивает, за реальное вмешательство площадки в спор ему придется заплатить. При этом гарантии, что спор разрешится в пользу клиента, нет. Обычно результатом становится шаблонное решение, с которым клиент априори обязан согласиться.
Репутация продавца на Алибабе, в отличие от других площадок, не гарантирует покупателю ничего. «Золотые» и прочие статусы там покупаются за деньги, а не присваиваются за реальные достижения. Можно сравнить с отельной индустрией Египта, где количество присваиваемых звезд определяет размером взятки чиновнику, который этим ведает. Поэтому пять звезд вполне могут красоваться на фасаде конуры, которая по сервису, инфраструктуре и качеству услуг тянет от силы на «двушку».
Еще один минус Алибабы — эта площадка ориентирована на иностранцев. Поэтому цены на ней завышены по сравнению с аналогами, где основной покупатель китайский. Еще одна причина, по которой цены на Алибабе выше — подавляющее большинство представленных там продавцов являются посредниками. Производителей там практически нет. А большинство посредников работают по алгоритму, который описан в анекдоте из 90-х:
Встретились два бизнесмена.
— Вагон повидла возьмешь за миллион.
— Возьму.
И пошли искать: один — миллион, второй — вагон повидла.
Получив заказ, такой посредник с Алибабы начинает искать под него товар. Ни собственного производства, ни наработок с производителями у него нет. А свою добавочную стоимость он делает на том, что знает английский, умеет выставлять инвойсы (счета) в международном формате и пользоваться интернетом.
Найти на Алибабе минимальную цену на товар невозможно. Минимальная цена у производителя. А тот не вкладывается в маркетинг. Не покупает аккаунт на Алибабе и статусы, не прокачивает его, не нанимает менеджеров для продвижения своего товара и тому подобное. Поэтому искать производителя надо на других площадках.
Сочетание таких факторов, как завышенные цены, формальный подход к проверке, возможность купить статус и обилие иностранцев, которые в случае обмана вряд ли заявят в китайскую полицию, потому что не представляют, как это сделать и обычно не владеют языком, делают эту площадку привлекательной для мошенников. Поиск Гугла в ответ на запрос «swindler alibaba» (мошенник алибаба) выдал 163 000 результатов. А в топ-10 выдачи по этому поисковому запросу попала история обмана покупателя обладателем «золотого» статуса. Из нашей практики: за годы работы с Китаем на двух других площадках мы столкнулись всего с пятью случаями откровенного мошенничества. И то по вине оператора, который перевел деньги напрямую продавцу, соблазнившись обещанной скидкой. Алибаба кишмя кишит аферистами.
Еще одна особенность Алибабы — распространенная практика проставлять цены в 1 юань за товар, который по умолчанию столько стоить не может — смартфон, телевизор, скутер и подобное. Это не всегда признак мошенничества. Зачастую продавцу просто лень возиться с обновлением цены, и он ставит цифры наобум. А когда на связь выходит заказчик, озвучивает реальную стоимость. Но все равно неприятно. Ведь хочется видеть реальную цену, а не тратить время на общение с продавцом, прайс которого может и не подойти.
Плюсы 1688
В отличие от Алибабы, сделка на 1688 защищена не формально, а рейтинги не продаются. Если на странице продавца есть пиктограмма с головой быка, это высший рейтинг, на 1688, это значит, что у него есть офис, магазин, склад или собственное производство, документально подтвержден статус юридического лица, на площадке он давно, и на него давно не поступало жалоб.
Деньги при покупке на 1688 идут не напрямую продавцу, а замораживаются площадкой. Получить их он сможет, только когда груз доедет до покупателя, и тот в положенный срок не откроет спор.
Все товары, представленные на Алибабе, как правило, есть и на 1688 — и обычно на более лояльных условиях. У нас был случай, когда клиентка сперва нашла на Алибабе сумки и детские игрушки. Но поставщик отгружал от 100 единиц товара, а ей столько не требовалось. А на 1688 мы нашли точно такой же товар, но с меньшей минимальной закупкой и дешевле. Минимальная закупка на 1688 есть, ведь это оптовый ресурс. Но ее размер определяет каждый продавец. Можно найти и варианты от 1 единицы товара.
Если на Алибабе шансы выйти напрямую на производителя мизерны, то 1688 — то самое место, где их надо искать в первую очередь. А если поставщик и перекупщик, обычно это не тот посредник, что на Алибабе, а работающий с производителями давно и на особо лояльных условиях.
Цены на 1688 ниже, чем на Алибабе, потому что площадка рассчитана на китайский рынок.
Нельзя сказать, что на 1688 совсем нет мошенников. Тоже встречаются. Поэтому когда продавец просит рассчитаться не через площадку, а перевести ему деньги напрямую, стоит задуматься. Это не всегда признак мошенника, но мошенники только так и работают. Но поскольку сделка, в отличие от Алибабы, реально защищена, рейтинги не продаются, а основной покупатель по умолчанию китайский, который может и в полицию обратиться, вероятность нарваться на аферистов на этой площадке гораздо меньше, чем на Алибабе.
Нюансы 1688
Единственный нюанс, который затрудняет бизнесменам из России работу с 1688 — языковой барьер. Продавцы общаются в основном на китайском, а многие другими языками не владеют. Попытки же договариваться с ними с помощью машинного перевода сообщений порой чреваты сюрпризами.
К нам обратился бизнесмен, который самостоятельно нашел на Алибабе, как он думал, пуховики и сделал заказ. А когда товар прибыл в Россию, увидел — вместо готовой одежды получил полные комплекты «запчастей»: воротники, рукава, подкладки и так далее. Представьте — вы заказали машину в автосалоне, а вам вместо того, чтобы пригнать целый автомобиль привезли полный набор всего, из чего он состоит, и предлагают собрать его самостоятельно в гараже.
Покупатель обратился к нам, а мы стали разбираться с поставщиком. Оказалось — при машинном переводе потерялся ключевой иероглиф. Поэтому заказчик был уверен, что покупает целые пуховики, а продавец — что тому нужны полные комплекты пуховиков по «запчастям», которые он и рекламировал.
Поэтому с 1688 лучше работать через посредника, у которого есть в штате переводчики и другие сотрудники, владеющие китайским. У нас, например, товар для клиентов ищут переводчики, а не менеджеры — как раз во избежании подобных казусов. К тому же человек, знающий язык, найдет товар и поставщика быстрее.
Как выглядит поиск товара на Алибабе, посмотрите в нашем видео. Смотреть »
Еще один нюанс — поскольку Алибаба ориентирована на внутренний рынок, у поставщиков с самыми «вкусными» ценами может не оказаться лицензии на экспорт, без которой законы Китая запрещают отгружать товар за рубеж и принимать оплату за него от иностранцев. На практике проблема решается с помощью посредника, у которого есть юридическое лицо в Китае — оплата проводится от его имени. У нас есть.
1688 vs Алибаба
Соберем итоги нашего сравнения в таблицу.↓
1688 | Алибаба | |
Защита сделки | Реальная. Продавец не получит деньги, пока покупатель не заберет товар и не пройдет время для открытия спора. | Формальная. Компания запускает этот механизм очень неохотно, затягивает время, предлагая решить вопросы с поставщиком самостоятельно. Берет за свое вмешательство плату. При этом не может гарантировать результат, который устроит покупателя. |
Рейтинги поставщиков | Рейтинг присваивается на основе достижений продавца и служит дополнительной гарантией его добропорядочности. | Ничего не гарантирует, так как приобретается за деньги, независимо от достижений, отзывов и репутации. |
Качество посредников | Много посредников, работающих с производителям на особых условиях, что позволяет предлагать выгодные цены. | Наработанных связей с производителями в подавляющем большинстве случаев нет. Товар ищется под заказ и может покупаться у других посредников. |
Возможность прямого выхода на производителя | Первая площадка, где их надо искать. | Разве что в порядке исключения. Производители с Алибабой, как правило, не работают, оптимизируя затраты на маркетинг. |
Уровень цен | Одни из самых низких на китайских площадках: ресурс ориентирован на китайский рынок, представлены производители и оптовики, работающие с ними на особых условиях. | Завышены, поскольку ресурс ориентирован на иностранцев. |
Вероятность мошенничества | Низкая, так как работают рейтинги на основе реальных достижений и механизм защиты сделки. | Высокая: защита сделки только формальная, рейтинги продаются, иностранца легко обмануть, и вряд ли он станет судиться или обращаться в полицию. |
Языковой барьер | Присутствует. Большинство продавцов говорят только на китайском. Проблема легко решается с помощью посредника, у которого есть переводчики и сотрудники-китайцы. | Продавцы владеют английским. Но это зачастую единственный навык, который создает им добавочную стоимость. |
Экспортная лицензия | У продавца может не быть. Ведь площадка ориентирована на внутренний рынок. Однако проблема решается с помощью посредника, у которого есть юридическое лицо в Китае. | Как правило, имеется. Ведь площадка ориентирована на иностранцев. |
По соотношению плюсов и минусов в приоритете явно 1688. А немногие нюансы, которые вытекают из того, что он ориентирован на китайского потребителя, легко решаются с помощью посредника.