Вскрывать каждый контейнер неудобно никому. На границе образуются большие очереди, и для этого нужны дополнительные сотрудники, а импортер теряет время и деньги. Поэтому, чтобы посмотреть содержимое, таможня использует идк. Расскажем, что это за мероприятие и для чего оно нужно.
Что такое устройства для инспекции и досмотра
С помощью инспекционно-досмотрового комплекса сканируют фуру или контейнер. Так инспектор увидит, что находится внутри, без вскрытия и физического досмотра. Чтобы было наглядней, вспомните сканирование сумок и чемоданов в аэропорту. Фактически происходит тоже самое. Содержимое фуры или контейнера можно будет увидеть на мониторе компьютера.
Расшифровка такого снимка помогает выяснить, действительно ли груз соответствует декларации. Будет видно, есть ли заявленная продукция или, может быть, наоборот, будет обнаружено что-то лишнее. Технические возможности некоторых комплексов позволяют определять материал. Например, металлические и пластиковые изделия будут окрашены в разные цвета.
Такие системы используют во всем мире уже много лет. Но наибольшее развитие они получили после трагических событий в США 11 сентября 2001 года.
В России первая такая установка появилась в 2002 году на границе с Финляндией. А через несколько лет было принято решение контролировать перевозки крупногабаритных грузов. Это повлияло на ускоренное внедрение технологий при осмотре на границах.
Сейчас на границах нашей страны расположено более 15 стационарных и около 50 мобильных установок.
Какие бывают устройства для досмотра
Пропускная способность таможенных пунктов может быть разной, как и способ проверки. Поэтому были разработаны несколько типов устройств.
Они отличаются мощностью, мобильностью, а иногда и типом радиации. Обычно используют X-лучи или гамма-радиацию.
Каждый из них имеет свои особенности и разный способ использования.
Ниже подробнее рассмотрим основные типы систем.
Стационарные
В зоне проверки установлены бетонные заграждения, которые защищают от рентгеновского излучения. У таких установок большая проникающая мощность, благодаря чему можно получить изображение высокой четкости. Боковая проекция поможет выяснить, есть ли в контейнере что-то опасное или нелегальное.
Такие комплексы располагают в крупных морских портах, ж/д станциях, в аэропортах, а также магистральных трассах.
Модульные
Систему проверки можно быстро перемещать и устанавливать, например, на пути следования грузов. И тем самым исключить очередей на таможенном пункте. В основном их используют на дорожных контрольно-пропускных пунктах.
Через модульную установку фура проезжает на скорости до 15км/ч, поэтому пропускная способность высокая. Излучение не представляет угрозы для водителя. За час можно просканировать 120-400 объектов. Из-за большого количества данных быстро просматривать изображения не представляется возможным. Поэтому в планах обрабатывать снимки с помощью искусственного интеллекта.
Мобильные
Установка может работать как от переносных дизельных генераторов, так и электросети. Поэтому их можно оперативно перевезти в нужное место или зону таможенного контроля. С их помощью обычно проверяют небольшие партии груза, в среднем около 20 единиц в час. Это очень удобно и помогает разгрузить стационарные пункты контроля.
Прочие типы
Есть и специальные версии для проверки ж/д вагонов и авиа контейнеров. У них особая конструкция, которая позволяет проконтролировать содержимое вагонов без их разгрузки и физического досмотра. Такие комплексы устанавливают в аэропортах и ж/д станциях.
Принципы работы
В основе работы — ионизирующее излучение. Как уже отмечали выше, при производстве установок используют свойства гамма-лучей и рентгеновские. Они обладают способностью проходить сквозь различные материалы. Характеристики и плотность материалов отличаются, а некоторая часть излучения поглощается. С противоположной стороны установлены датчики. Они фиксируют оставшиеся частички и формируют изображение.
В результате получается картинка с высокой детализацией, которая напоминает всем известный рентгеновский снимок. С помощью нее можно быстро обнаружить опасные и запрещенные предметы: наркотики, взрывчатку, оружие. Даже если они были тщательно замаскированы или скрыты внутри контейнера или других грузов.
Структура инспекционно-досмотровых комплексов
Комплекс представляет собой сложную конструкцию, которая состоит из следующих компонентов:
- Источник излучающей энергии. В зависимости от типа это может быть ускоритель электронов или радиоактивные изотопы кобальта или цезия.
- Датчики для фиксации количества отраженных частиц.
- Портал из металла, через который объект проходит.
- Система для обработки и визуализации данных.
- Дополнительные источники электроэнергии, например, дизельный генератор. Это необходимо на случай аварийного отключения или отсутствия основного источника.
- Конструкции из металла и бетона, которые защищают от радиационного излучения.
- Видеонаблюдение для контроля процесса сканирования. Необходимы, чтобы исключить случаи, когда контейнер или фуру не стали проверять. Видео также служит одним из доказательств проверки.
- Дополнительные системы, такие как датчики дыма и пожарная сигнализация, системы для передачи и накопления данных.
Основные задачи и цели
Инспекционно-досмотровые комплексы решают множество задач. Вот для чего они необходимы:
- Быстро и эффективно проверять грузы. Пропускная способность достигает нескольких сотен единиц в час.
- Обрабатывать большие грузовые потоки. Их можно устанавливать на пути следования и избегать скоплений на таможенных пунктах.
- Сокращать время на досмотр. Использование технологий не сравнится с физическим досмотром.
- Устранить очереди и задержки на границе. Это поможет сократить расходы как таможенной службы, так и импортеров.
- Повысить точность проверки. Риск чего-то не заметить сведен к минимуму.
- Увеличить доходы с помощью таможенных сборов. Это возможно за счет большой пропускной способности.
- Быстро выявлять нелегальные, контрафактные и опасные товары. Расшифровка снимка поможет оперативно обнаружить нестыковки и подозрительные грузы.
Преимущества использования на пограничных переходах
Применение технологий помогает уменьшить время на прохождение таможни и значительно упрощает этот процесс. С ними получается:
- Ускорить процедуру проверки грузовых автомобилей, железнодорожных составов, контейнеров. Сканирование занимает несколько минут, а досмотр в среднем несколько часов.
- Досматривать без вскрытия груза. Не нужно тратить время на физический осмотр контейнера или фуры.
- Сравнивать автоматически содержимое поставки с перечнем в сопроводительных документах. Это исключает ошибки и экономит время.
- Выявить угрозы, предотвратить нелегальный ввоз. Сканер позволяет обнаружить даже скрытые предметы.
- Не зависеть от погодных условий. Если проливной дождь или метель могут помешать традиционному досмотру, то инспекционно-досмотровые комплексы работают и в таких условиях.
Несмотря на высокую стоимость такого оборудования, его применение более чем оправдано. Так, например, всего за один месяц таможенный пункт в Уссурийске смог обнаружить контрабандных товаров на сумму более чем 30 млн рублей. Что уж говорить о выявлении подделок, фальшивой продукции и опасных веществ. Все это помогает повысить безопасность граждан и предотвратить нелегальный ввоз.