Как «обойти» Честный знак на товары из Китая: варианты и последствия

С 2017 года в России действует система маркировки Честный знак. Официально промаркировать можно только продукцию, которая произведена на территории РФ или ввезена из-за границы легально. Однако некоторые предприниматели активно ищут способы обойти правила и промаркировать товары, ввезенные из Китая карго.

Мы тщательно изучили вопрос серых схем с маркировкой товаров и провели целое расследование. Результат — этот гайд, из которого вы узнаете варианты, риски и законный способ получить маркировку Честный знак на товары из Китая.

Превью

Что такое Честный знак, и почему его хотят обойти

Честный знак — это национальная система маркировки отдельных категорий товаров. С помощью маркировки легко отследить, где товар был произведен и что с ним происходило дальше — импорт, экспорт, продажа или перепродажа. Если вы ввозите товар без документов (карго), официально промаркировать его нельзя. Но и продавать продукцию на маркетплейсах или в офлайн-магазинах тоже не получится. Поэтому предприниматели пытаются как-то обойти систему и промаркировать уже ввезенный карго-товар.

ЗапросЗапрос на маркировку часто появляется в чатах предпринимателей

А если есть спрос, будет и предложение — некоторые компании предлагают предпринимателям услугу фиктивной маркировки.

Покупка лицензии и подставной производитель

На рынке есть достаточно известная компания, которая готова решить проблему каргистов с маркировкой Честный знак. Она работает официально, но также оказывает услуги по фиктивной маркировке. Но потребуется выполнить ряд условий:

  • купить годовую лицензию на программное обеспечение — 30 000 рублей/год;
  • оформить усиленную квалифицированную ЭЦП на руководителя юрлица или ИП — ~ 2 000 руб.;
  • записать ЭЦП на специальном сертифицированном носителе — 1 500–2 000 руб.;
  • зарегистрироваться в системе Честный знак — это можно сделать бесплатно, но если вы не справляетесь сами, менеджеры помогут за 2 000–3 000 рублей.

После этого клиенту выдается контакт фиктивного производителя для вашего карго-товара.

ФрагментФрагмент переписки с подставным производителем

Также придется оплатить за каждый КИЗ. И если при официальном оформлении один контрольно-идентификационный знак стоит 0,5-4 руб., то в такой компании расценки иные ↓

доставка из Китая
Страна производства РФ (в руб.) Другая страна производства (в руб.)
  • 100–150 шт. — 22
  • 150–499 шт. — 16
  • 500–999 шт. — 14
  • 1 000–2 999 шт. — 12
  • 3 000–4 999 шт. — 10
  • 5 000–10000 шт. — 9
  • больше 10 000 шт. — 8
  • 100–200 шт. — 22
  • 200–499 шт. — 18
  • 500–999 шт. — 16
  • 1 000–2 999 шт. — 14
  • 3 000–4 999 шт. — 12
  • 5 000–10000 шт. — 10
  • больше 10 000 шт. — 8

Менеджер такой компании пояснила, какие документы потребуются для маркировки. А также сообщила, что в среднем заказ на изготовление КИЗов готовится 1–3 дня.

Информация о товареНеобходимая информация о товаре

Компании с полным сопровождением

На рынке достаточно много компаний, готовых помочь с маркировкой, но работают они преимущественно с селлерами маркетплейсов. И предоставляют услуги при условии покупки тарифа на полное сопровождение клиента.

ПерепискаИз переписки с менеджером компании

Здесь клиенту не выдают контактов подставных производителей. Но по сути, схема работает так же: некая фирма выступает в роли производителя товара → она выдает документы на якобы свой товар → по ним оформляются КИЗы → фиктивный производитель отправляет УПД в личный кабинет Честного знака клиента → клиент подписывает УПД → после подписания марки меняют собственника → клиент клеит коды на свой товар.

Переписка

Сотрудничество предлагают оформить документально, а работу обещают начать сразу после получения, подписанного договора и оплаченной платежки. Сделать все обещают за 1–3 дня.

Переписка

Другие компании также предлагают полное сопровождение, но только если воспользоваться их услугами карго доставки. С товаром, который уже есть в наличии, они не смогут помочь. Такие предложения сразу мимо — легальную маркировку они не сделают. А вот не довезти товар или доставить вовсе не то, что вам нужно еще и втридорога — вполне.

ФрагментФрагмент переписки по вопросу маркировки

Также есть трудности с оформлением некоторых документов. Например, декларацию или сертификат соответствия (привет, складчина) обещают сделать, а вот с СГР не помогут.

Еще стоит отметить, что подобные компании предпочитают создавать фиктивные маркировки под российского производителя. Оформить КИЗы на товар из Китая или других стран сложно — по правилам на территорию РФ товар уже должен прийти промаркированный, а коды на всю партию должны быть указаны в таможенной декларации (ДТ). Подделать такие документы или оформить их задним числом невозможно. Поэтому в основном предлагают вариант с российским производителем и переклеиванием этикеток.

Фрагмент

Перемаркировка

Еще один вариант изготовления фиктивных кодов маркировки Честный знак — перемаркировка. Фактически это замена одного кода на другой. Перемаркировка требуется, когда код на упаковке не считывается сканером, КИЗ был аннулирован или сведения о товаре не совпадают с фактическими.

ПерепискаИз переписки по услуге перемаркировки

Предлагаемая схема выглядит так:

  • компания официально занимается маркировкой;
  • на определенное количество уже выпущенных ранее кодов подается заявка на перемаркировку;
  • эти коды передаются клиенту, а он их клеит уже на свои товары.

Чтобы получить коды, нужно предварительно заполнить таблицу с информацией о товаре и необходимое количество кодов для каждого артикула.

Таблица

Но нужно понимать, что при такой схеме высок риск задвоения товара. Есть реальная продукция, на которой уже нанесены КИЗы и та, которая завезена карго — на нее наклеивают дублирующие коды. В любой момент коды перемаркировки могут аннулировать и ваш товар просто перестанет считываться 2D сканером.

В чем подвох

На первый взгляд все эти варианты кажутся вполне рабочими. Но не стоит забывать — это серые схемы, а, значит, незаконные. Поэтому, если вы соглашаетесь делать маркировку Честный знак неофициально, будьте готовы к возможным последствиям:

  1. Коды не будут считываться или при считывании появится ошибка.
  2. Компанию по предоставлению фиктивных маркировок закроют и все коды аннулируют.
  3. Рано или поздно выяснится, что коды выпущены нелегально и также аннулируются.
  4. Проверка выявит поддельные документы (декларация, сертификат, СГР и т. д.).
  5. Итоговая стоимость услуги выше, чем законная доставка товара в белую со всеми документами. В нашей практике полно кейсов, когда белая доставка обходится выгоднее карго, даже с учетом оплаты КИЗов. Например, доставка тонны сетевых адаптеров (сейчас входят в пилотную группу маркировки Честный знак) карго обошлась бы клиенту почти на 300 тыс. рублей дороже, чем в белую.
  6. Некоторые компании просят удаленный доступ к компьютеру. Чем это может обернуться — догадаться несложно (слив персональных данных, кража кодов доступа к финансовой информации, интимного контента и т. д.).

Если выяснится, что коды Честный знак фиктивные, предприниматель рискует получить серьезный штраф — 50–300 тыс. рублей с конфискацией всего товара (КоАП, ст. 15.12). Предусмотрена и уголовная ответственность (УК РФ, ст. 171.1):

  • до 3 лет лишения свободы, если стоимость товаров превышает 400 тыс. руб.;
  • до 6 лет, если товаров больше, чем на 1,5 млн рублей.

А как правильно

Не рискуйте, возите товары из Китая в белую. Далеко не всегда это будет дороже, но надежнее — 100%. Например, для контейнерной перевозки товаров с маркировкой Честный знак с ChinaToday потребуется только:

  1. Выпустить усиленную квалифицированную подпись и установить на свой компьютер ПО для работы с ней.
  2. Зарегистрироваться в системе Честный знак.
  3. Подключиться к любой системе электронного документооборота (СБИС, Контур Диадок и т.п.) и принять приглашение от компании ChinaToday.
  4. Предоставить подробное описание товаров, которые планируете привезти.
  5. Подписать договор купли-продажи с ChinaToday.

Всё. Далее мы (как импортер) самостоятельно заказываем, распечатываем и маркируем каждую единицу товара на нашем складе в Китае. При подаче таможенной декларации (ДТ) указываем коды на всю партию, а после растаможки информация автоматически загружается в систему «Честный знак». К вам товар уже приходит с маркировкой. Вы считываете код 2D сканером штрихкода, и информация в системе автоматически обновляется.

Узнайте, сколько стоит белая доставка вашего товара из Китая с маркировкой Честный знак. Оставьте контакты в форме ниже → сделаем бесплатный расчет, а вы примете решение — выгодно вам это или нет.

ЗАКАЗАТЬ РАСЧЕТ БЕЛОЙ ДОСТАВКИ ПОД КЛЮЧ ДЛЯ ВАШЕГО ТОВАРА




Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с нашей политикой обработки персональных данных

Применяйте опыт 8000+ предпринимателей для роста своего бизнеса с Китаем. Подпишитесь на телеграм-канал ChinaToday. Рассказываем реальные истории предпринимателей, которые помогут вам избежать ошибок и работать с китайскими поставщиками по проверенной стратегии.
Телеграм-канал с материалами по работе с Китаем

Антикейс: чем обернулась для предпринимателя целая череда ошибок при закупке в Китае

В этом антикейсе разберем какие сложности могут возникнуть в работе с китайскими продавцами. Бонус: чек-лист, который поможет закупать товары в Китае.

Как привезти из Китая погрузчик за 1 миллион рублей и почему фабрика добавит к цене 13%

Предприниматель заказал в Китае погрузчик, но получил счет от поставщика на 13% больше, чем договаривались изначально. Почему поставщик повысил стоимость и покупателя это не смутило, читайте в кейсе.

Больше кейсов

Читайте кейсы ChinaToday и получите опыт других предпринимателей, чтобы успешно решать свои задачи с китайскими поставщиками и избежать ошибок.