Предоставляем ли мы закрывающие документы — вот самый частый вопрос, который нам задают. Конечно, мы готовим все документы, которые нужны клиенту, и которые он сам обозначил. Вот, что нужно знать всем, кто только начинает работать с Китаем и не знает, как всё это оформлять.
Бухгалтерские документ
Основной документ, который мы предоставляем для отчётности, если он нужен клиенту — товарная накладная. Она обычно оформляется по стандартной форме ТОРГ-12.
Эта накладная оформляет продажу товаров другому ИП или ООО. Для работы с физлицами обычно не используется. Сама накладная оформляется в двух экземплярах: первый остаётся у поставщика и фиксирует отгрузку товаров, а второй передаётся покупателю и нужен ему для приёмки китайских товаров.
Если вы работаете с НДС и хотите принять его к вычету, вам понадобится УПД — универсальный передаточный документ. Мы его тоже предоставляем, но для его оформления нужно сообщить при заказе, что вы работаете с НДС.
Оплату за доставку мы закрываем актом приемки выполненных работ. Доставка — это услуга, поэтому на неё нужен акт, а не накладная, как на товары.
Резюме:
- В ТОРГ-12 или УПД (для НДС) будет отражен товар, который закупает клиент;
- В акте выполненных работ — услуга по доставке.
Документы о сертификации товара
На каждый импортируемый в Россию товар нужно получить отказное письмо, сертификат или декларацию.
Отказное письмо — официальное подтверждение, что товар не подлежит сертификации в России, странах ЕАЭС или Республике Беларусь.
Декларация о соответствии — подтверждение, что товар соответствует техническим регламентам Таможенного союза.
Сертификат соответствия — подтверждение, что товар соответствует техническим регламентам Таможенного союза и требованиям законодательства РФ.
Какой именно документ нужен, зависит от товара. Например, нам для гель-лаков, производство которых под собственным брендом мы запустили в Китае, потребовался сертификат, так как это химическая продукция. Технические нормативы предусмотрены для каждой категории товара. Поскольку категорий и нормативов много, все связанные с этим вопросы по своему товару решает сам клиент.
Эти документы мы сами не делаем, но у нас есть партнёры, которые оказывают такие услуги. Они подскажут, какие документы нужны для товаров выбранных им категорий — разобраться в этом самостоятельно иногда довольно непросто.
Процедура ввоза и сертификации товара зависит от выбранной клиентом схемы растаможивания — белой или серой.
Если ввозить по-белому, то нужно сначала заказать из Китая пробный образец, передать экспертам на тестирование, получить необходимый документ и только потом заказывать основную партию товара. На границе с партией будет идти этот самый документ, и никаких вопросов у таможенников не возникнет.
Однако большинство клиентов выбирают серый вариант. Он не криминальный, но и стопроцентно правильным его назвать нельзя. В этом случае партия товара ввозится в Россию, но без сертификатов или отказного. Их на товар можно получить и после ввоза. И по закону, пока нужного документа нет, выставлять товар на прилавок нельзя: держать на складе можно, а продавать — нет. Если поймают на продаже без документов, могут выписать штраф и изъять всю партию целиком.
На практике большинство наших клиентов продают без сертификатов и деклараций.Насколько мы знаем, вопросов к таким клиентам у контролирующих органов пока не возникало. Но были случаи, когда предприниматели, каким-то образом заранее узнав о возможной проверке, интересовались возможностью изготовить документы о сертификации уже после получения товара и начала продаж.
Резюме
- Какие нужны закрывающие документы — решает клиент. Мы готовы предоставить акты выполненных работ, товарные накладные Торг-12, а если клиент работает с НДС — УПД. Торг-12 и УПД будут с полной детализацией.
- Клиент сам выясняет, какой сертификационный документ требуется на его товар. Схему прохождения таможни тоже выбирает клиент. Если есть затруднения с документами — дадим контакты специализированных компаний.