С 2017 года в России действует система маркировки Честный знак. Официально промаркировать можно только продукцию, которая произведена на территории РФ или ввезена из-за границы легально. Однако некоторые предприниматели активно ищут способы обойти правила и промаркировать товары, ввезенные из Китая карго.
Мы тщательно изучили вопрос серых схем с маркировкой товаров и провели целое расследование. Результат — этот гайд, из которого вы узнаете варианты, риски и законный способ получить маркировку Честный знак на товары из Китая.
Что такое Честный знак, и почему его хотят обойти
Честный знак — это национальная система маркировки отдельных категорий товаров. С помощью маркировки легко отследить, где товар был произведен и что с ним происходило дальше — импорт, экспорт, продажа или перепродажа. Если вы ввозите товар без документов (карго), официально промаркировать его нельзя. Но и продавать продукцию на маркетплейсах или в офлайн-магазинах тоже не получится. Поэтому предприниматели пытаются как-то обойти систему и промаркировать уже ввезенный карго-товар.
А если есть спрос, будет и предложение — некоторые компании предлагают предпринимателям услугу фиктивной маркировки.
Покупка лицензии и подставной производитель
На рынке есть достаточно известная компания, которая готова решить проблему каргистов с маркировкой Честный знак. Она работает официально, но также оказывает услуги по фиктивной маркировке. Но потребуется выполнить ряд условий:
- купить годовую лицензию на программное обеспечение — 30 000 рублей/год;
- оформить усиленную квалифицированную ЭЦП на руководителя юрлица или ИП — ~ 2 000 руб.;
- записать ЭЦП на специальном сертифицированном носителе — 1 500–2 000 руб.;
- зарегистрироваться в системе Честный знак — это можно сделать бесплатно, но если вы не справляетесь сами, менеджеры помогут за 2 000–3 000 рублей.
После этого клиенту выдается контакт фиктивного производителя для вашего карго-товара.
Также придется оплатить за каждый КИЗ. И если при официальном оформлении один контрольно-идентификационный знак стоит 0,5-4 руб., то в такой компании расценки иные ↓
Страна производства РФ (в руб.) | Другая страна производства (в руб.) |
|
|
Менеджер такой компании пояснила, какие документы потребуются для маркировки. А также сообщила, что в среднем заказ на изготовление КИЗов готовится 1–3 дня.
Компании с полным сопровождением
На рынке достаточно много компаний, готовых помочь с маркировкой, но работают они преимущественно с селлерами маркетплейсов. И предоставляют услуги при условии покупки тарифа на полное сопровождение клиента.
Здесь клиенту не выдают контактов подставных производителей. Но по сути, схема работает так же: некая фирма выступает в роли производителя товара → она выдает документы на якобы свой товар → по ним оформляются КИЗы → фиктивный производитель отправляет УПД в личный кабинет Честного знака клиента → клиент подписывает УПД → после подписания марки меняют собственника → клиент клеит коды на свой товар.
Сотрудничество предлагают оформить документально, а работу обещают начать сразу после получения, подписанного договора и оплаченной платежки. Сделать все обещают за 1–3 дня.
Другие компании также предлагают полное сопровождение, но только если воспользоваться их услугами карго доставки. С товаром, который уже есть в наличии, они не смогут помочь. Такие предложения сразу мимо — легальную маркировку они не сделают. А вот не довезти товар или доставить вовсе не то, что вам нужно еще и втридорога — вполне.
Также есть трудности с оформлением некоторых документов. Например, декларацию или сертификат соответствия (привет, складчина) обещают сделать, а вот с СГР не помогут.
Еще стоит отметить, что подобные компании предпочитают создавать фиктивные маркировки под российского производителя. Оформить КИЗы на товар из Китая или других стран сложно — по правилам на территорию РФ товар уже должен прийти промаркированный, а коды на всю партию должны быть указаны в таможенной декларации (ДТ). Подделать такие документы или оформить их задним числом невозможно. Поэтому в основном предлагают вариант с российским производителем и переклеиванием этикеток.
Перемаркировка
Еще один вариант изготовления фиктивных кодов маркировки Честный знак — перемаркировка. Фактически это замена одного кода на другой. Перемаркировка требуется, когда код на упаковке не считывается сканером, КИЗ был аннулирован или сведения о товаре не совпадают с фактическими.
Предлагаемая схема выглядит так:
- компания официально занимается маркировкой;
- на определенное количество уже выпущенных ранее кодов подается заявка на перемаркировку;
- эти коды передаются клиенту, а он их клеит уже на свои товары.
Чтобы получить коды, нужно предварительно заполнить таблицу с информацией о товаре и необходимое количество кодов для каждого артикула.
Но нужно понимать, что при такой схеме высок риск задвоения товара. Есть реальная продукция, на которой уже нанесены КИЗы и та, которая завезена карго — на нее наклеивают дублирующие коды. В любой момент коды перемаркировки могут аннулировать и ваш товар просто перестанет считываться 2D сканером.
В чем подвох
На первый взгляд все эти варианты кажутся вполне рабочими. Но не стоит забывать — это серые схемы, а, значит, незаконные. Поэтому, если вы соглашаетесь делать маркировку Честный знак неофициально, будьте готовы к возможным последствиям:
- Коды не будут считываться или при считывании появится ошибка.
- Компанию по предоставлению фиктивных маркировок закроют и все коды аннулируют.
- Рано или поздно выяснится, что коды выпущены нелегально и также аннулируются.
- Проверка выявит поддельные документы (декларация, сертификат, СГР и т. д.).
- Итоговая стоимость услуги выше, чем законная доставка товара в белую со всеми документами. В нашей практике полно кейсов, когда белая доставка обходится выгоднее карго, даже с учетом оплаты КИЗов. Например, доставка тонны сетевых адаптеров (сейчас входят в пилотную группу маркировки Честный знак) карго обошлась бы клиенту почти на 300 тыс. рублей дороже, чем в белую.
- Некоторые компании просят удаленный доступ к компьютеру. Чем это может обернуться — догадаться несложно (слив персональных данных, кража кодов доступа к финансовой информации, интимного контента и т. д.).
Если выяснится, что коды Честный знак фиктивные, предприниматель рискует получить серьезный штраф — 50–300 тыс. рублей с конфискацией всего товара (КоАП, ст. 15.12). Предусмотрена и уголовная ответственность (УК РФ, ст. 171.1):
- до 3 лет лишения свободы, если стоимость товаров превышает 400 тыс. руб.;
- до 6 лет, если товаров больше, чем на 1,5 млн рублей.
А как правильно
Не рискуйте, возите товары из Китая в белую. Далеко не всегда это будет дороже, но надежнее — 100%. Например, для контейнерной перевозки товаров с маркировкой Честный знак с ChinaToday потребуется только:
- Выпустить усиленную квалифицированную подпись и установить на свой компьютер ПО для работы с ней.
- Зарегистрироваться в системе Честный знак.
- Подключиться к любой системе электронного документооборота (СБИС, Контур Диадок и т.п.) и принять приглашение от компании ChinaToday.
- Предоставить подробное описание товаров, которые планируете привезти.
- Подписать договор купли-продажи с ChinaToday.
Всё. Далее мы (как импортер) самостоятельно заказываем, распечатываем и маркируем каждую единицу товара на нашем складе в Китае. При подаче таможенной декларации (ДТ) указываем коды на всю партию, а после растаможки информация автоматически загружается в систему «Честный знак». К вам товар уже приходит с маркировкой. Вы считываете код 2D сканером штрихкода, и информация в системе автоматически обновляется.
Узнайте, сколько стоит белая доставка вашего товара из Китая с маркировкой Честный знак. Оставьте контакты в форме ниже → сделаем бесплатный расчет, а вы примете решение — выгодно вам это или нет.