Как «обойти» Честный знак на товары из Китая: варианты и последствия

С 2017 года в России действует система маркировки Честный знак. Официально промаркировать можно только продукцию, которая произведена на территории РФ или ввезена из-за границы легально. Однако некоторые предприниматели активно ищут способы обойти правила и промаркировать товары, ввезенные из Китая карго.

Мы тщательно изучили вопрос серых схем с маркировкой товаров и провели целое расследование. Результат — этот гайд, из которого вы узнаете варианты, риски и законный способ получить маркировку Честный знак на товары из Китая.

Превью

Что такое Честный знак на товары из Китая, и почему его хотят обойти

Честный знак — это национальная система маркировки отдельных категорий товаров. С помощью маркировки легко отследить, где товар был произведен, кто поставщик и что с ним происходило дальше — импорт, экспорт, продажа или перепродажа. Если вы ввозите товар без документов (карго), официально промаркировать его нельзя. Но и продавать продукцию на маркетплейсах или в офлайн-магазинах тоже не получится. Поэтому предприниматели, особенно малый бизнес, пытаются как-то обойти систему и промаркировать уже ввезенный карго-товар.

ЗапросЗапрос на маркировку часто появляется в чатах предпринимателей

А если есть спрос, будет и предложение — некоторые компании предлагают предпринимателям услугу фиктивной маркировки на китайский товар.

Сразу предупредим, что обход системы Честный знак – нарушение закона, что влечет за собой определенные последствия. При этом большая часть китайской продукции от поставщиков подлежит обязательной маркировке, потому важно учитывать все нюансы, о которых мы будем рассказывать.

Покупка лицензии и подставной производитель

На рынке есть достаточно известная компания, которая готова решить проблему каргистов с маркировкой Честный знак на китайский товар. Она работает официально, но также оказывает услуги по фиктивной маркировке. Но потребуется выполнить ряд условий.

  • купить годовую лицензию на программное обеспечение — 30 000 рублей/год;
  • оформить усиленную квалифицированную ЭЦП на руководителя юрлица или ИП — ~ 2 000 руб.;
  • записать ЭЦП на специальном сертифицированном носителе — 1 500–2 000 руб.;
  • зарегистрироваться в системе Честный знак — это можно сделать бесплатно, но если вы не справляетесь сами, менеджеры помогут за 2 000–3 000 рублей.

После этого клиенту выдается контакт фиктивного производителя для вашего карго-товара.

доставка из Китая
ФрагментФрагмент переписки с подставным производителем

Также придется оплатить за каждый КИЗ. И если при официальном оформлении один контрольно-идентификационный знак стоит 0,5-4 руб., то в такой компании расценки иные ↓

Страна производства РФ (в руб.) Другая страна производства (в руб.)
  • 100–150 шт. — 22
  • 150–499 шт. — 16
  • 500–999 шт. — 14
  • 1 000–2 999 шт. — 12
  • 3 000–4 999 шт. — 10
  • 5 000–10000 шт. — 9
  • больше 10 000 шт. — 8
  • 100–200 шт. — 22
  • 200–499 шт. — 18
  • 500–999 шт. — 16
  • 1 000–2 999 шт. — 14
  • 3 000–4 999 шт. — 12
  • 5 000–10000 шт. — 10
  • больше 10 000 шт. — 8

Менеджер такой компании пояснила, какие документы потребуются для маркировки товара от китайского поставщика. А также сообщила, что в среднем заказ на изготовление КИЗов готовится 1–3 дня.

Информация о товареНеобходимая информация о товаре

Компании с полным сопровождением

На рынке достаточно много компаний, готовых помочь с маркировкой, но работают они преимущественно с селлерами маркетплейсов. И предоставляют услуги при условии покупки тарифа на полное сопровождение клиента.

ПерепискаИз переписки с менеджером компании

Здесь клиенту не выдают контактов подставных производителей и поставщиков. Но по сути, схема работает так же: некая фирма выступает в роли производителя товара → она выдает документы на якобы свой товар → по ним оформляются КИЗы → фиктивный производитель отправляет УПД в личный кабинет Честного знака клиента → клиент подписывает УПД → после подписания марки меняют собственника → клиент клеит коды на свой товар.

Переписка

Сотрудничество предлагают оформить документально, а работу обещают начать сразу после получения, подписанного договора и оплаченной платежки. Сделать все обещают за 1–3 дня, по крайней мере так рассказывают менеджеры.

Переписка

Другие компании также предлагают полное сопровождение, но только если воспользоваться их услугами карго доставки от китайского поставщика. С товаром, который уже есть в наличии, они не смогут помочь. Такие предложения сразу мимо — легальную маркировку они не сделают. А вот не довезти товар или доставить вовсе не то, что вам нужно еще и втридорога — вполне.

ФрагментФрагмент переписки по вопросу маркировки

Также есть трудности с оформлением некоторых документов, поскольку поставщик их не предоставляет, а сам товар ввозить неофициально. Например, декларацию или сертификат соответствия (привет, складчина) обещают сделать, а вот с СГР не помогут. А если компания утверждает, что может сделать СГР, то будьте уверены, что это не так. Представители компаний просто будут обманывать, и, возможно, предоставят липовый сертификат.

Еще стоит отметить, что подобные компании предпочитают создавать фиктивные маркировки под российского производителя. Оформить КИЗы на товар из Китая или других стран сложно — по правилам на территорию РФ товар уже должен прийти промаркированный, а коды на всю партию должны быть указаны в таможенной декларации (ДТ). Подделать такие документы или оформить их задним числом невозможно. Поэтому в основном предлагают вариант с российским производителем и переклеиванием этикеток от поставщика.

Фрагмент

Перемаркировка

Еще один вариант изготовления фиктивных кодов маркировки Честный знак — перемаркировка товаров от китайского поставщика. Фактически это замена одного кода на другой. Перемаркировка требуется, когда код на упаковке не считывается сканером, КИЗ был аннулирован или сведения о товаре не совпадают с фактическими.

ПерепискаИз переписки по услуге перемаркировки

Предлагаемая схема выглядит так:

  • компания официально занимается маркировкой;
  • на определенное количество уже выпущенных ранее кодов подается заявка на перемаркировку;
  • эти коды передаются клиенту, а он их клеит уже на свои товары.

Чтобы получить коды, нужно предварительно заполнить таблицу с информацией о товаре и необходимое количество кодов для каждого артикула.

Таблица

Но нужно понимать, что при такой схеме высок риск задвоения товара. Есть реальная продукция, на которой уже нанесены КИЗы и та, которая завезена карго — на нее наклеивают дублирующие коды. В любой момент коды перемаркировки могут аннулировать и ваш товар просто перестанет считываться 2D сканером.

Как итог, в случае проверки, китайский товар с аннулированной маркировкой будет конфискован, а продавец получит серьезный штраф.

В чем подвох

На первый взгляд все эти варианты кажутся вполне рабочими. Но не стоит забывать — это серые схемы, а, значит, незаконные. Поэтому, если вы соглашаетесь делать маркировку Честный знак неофициально, будьте готовы к возможным последствиям:

  1. Коды не будут считываться или при считывании появится ошибка.
  2. Компанию по предоставлению фиктивных маркировок закроют и все коды аннулируют.
  3. Рано или поздно выяснится, что коды выпущены нелегально и также аннулируются.
  4. Проверка выявит поддельные документы (декларация, сертификат, СГР и т. д.). За любой поддельный обязательный документ предусматривается административная и уголовная ответственность.
  5. Итоговая стоимость услуги выше, чем законная доставка товара в белую со всеми документами от поставщика. В нашей практике полно кейсов, когда белая доставка обходится выгоднее карго, даже с учетом оплаты КИЗов. Например, доставка тонны сетевых адаптеров (сейчас входят в пилотную группу маркировки Честный знак) карго обошлась бы клиенту почти на 300 тыс. рублей дороже, чем в белую.
  6. Некоторые компании просят удаленный доступ к компьютеру. Чем это может обернуться — догадаться несложно (слив персональных данных, кража кодов доступа к финансовой информации, интимного контента и т. д.).

Если выяснится, что коды Честный знак фиктивные, предприниматель рискует получить серьезный штраф — 50–300 тыс. рублей с конфискацией всего товара (КоАП, ст. 15.12). Предусмотрена и уголовная ответственность (УК РФ, ст. 171.1):

  • до 3 лет лишения свободы, если стоимость товаров превышает 400 тыс. руб.;
  • до 6 лет, если товаров больше, чем на 1,5 млн рублей.

А как правильно

Не рискуйте, возите товары из Китая в белую. Далеко не всегда это будет дороже, но надежнее — 100%. Например, для контейнерной перевозки товаров с маркировкой Честный знак с ChinaToday потребуется только:

  1. Выпустить усиленную квалифицированную подпись и установить на свой компьютер ПО для работы с ней.
  2. Зарегистрироваться в системе Честный знак.
  3. Подключиться к любой системе электронного документооборота (СБИС, Контур Диадок и т.п.) и принять приглашение от компании ChinaToday.
  4. Предоставить подробное описание товаров от поставщика, которые планируете привезти.
  5. Подписать договор купли-продажи с ChinaToday.

Всё. Далее мы (как импортер) самостоятельно заказываем, распечатываем и маркируем каждую единицу товара на нашем складе в Китае. При подаче таможенной декларации (ДТ) указываем коды на всю партию, а после растаможки информация автоматически загружается в систему «Честный знак». К вам товар уже приходит с маркировкой. Вы считываете код 2D сканером штрихкода, и информация в системе автоматически обновляется.

Узнайте, сколько стоит белая доставка вашего товара из Китая и будет ли он подлежать маркировке Честный знак. Оставьте контакты в форме ниже → сделаем бесплатный расчет, а вы примете решение — выгодно вам это или нет.

ЗАКАЗАТЬ РАСЧЕТ БЕЛОЙ ДОСТАВКИ ПОД КЛЮЧ ДЛЯ ВАШЕГО ТОВАРА




Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с нашей политикой обработки персональных данных

Применяйте опыт 11000+ предпринимателей для роста своего бизнеса с Китаем. Подпишитесь на телеграм-канал ChinaToday. Рассказываем реальные истории предпринимателей, которые помогут вам избежать ошибок и работать с китайскими поставщиками по проверенной стратегии.
Телеграм-канал с материалами по работе с Китаем

Антикейс: чем обернулась для предпринимателя целая череда ошибок при закупке в Китае

В этом антикейсе разберем какие сложности могут возникнуть в работе с китайскими продавцами. Бонус: чек-лист, который поможет закупать товары в Китае.

Как привезти из Китая погрузчик за 1 миллион рублей и почему фабрика добавит к цене 13%

Предприниматель заказал в Китае погрузчик, но получил счет от поставщика на 13% больше, чем договаривались изначально. Почему поставщик повысил стоимость и покупателя это не смутило, читайте в кейсе.

Больше кейсов

Читайте кейсы ChinaToday и получите опыт других предпринимателей, чтобы успешно решать свои задачи с китайскими поставщиками и избежать ошибок.