За 9 лет работы мы в ChinaToday накопили много веселых (и не очень) историй про работу с китайскими поставщиками. Нам присылали провода для зарядки разной длины, больше требуемого. «Ну не меньше же, чем плохо?» — сказал там тогда поставщик.
Как-то раз вместе с гель-лаками получили десятки бесплатных образцов, которые не просили. Спасибо, конечно, но мы хотели везти в белую, а там на каждый образец нужен целый комплект документов, которых у поставщика не было.
Большинство нестандартных историй так или иначе связаны с особенностями китайского менталитета. Вести бизнес в Китае и в России — две совершенно разные вещи. Что нужно учесть при общении с китайцами и как избежать ошибок, —
расскажем на примере реальных историй от наших закупщиков в Китае.
Объяснять, как детям
Поставщикам нужно объяснять каждый шаг, любую мелочь. Например, мы заказывали солнцезащитные очки. Каждая модель идет с биркой, а на бирке должна быть наклейка с информацией о производителе, самих очках и тп.
Пришлось расписывать все от и до. Диалог выглядел примерно так:
«Мне нужно, чтобы очки были в отдельном пакетике, чтобы они не поцарапались. Вот эту наклейку вы клеите на бирку. Не на стекло, а на картонку, которая крепится к очкам. Наклейку, которые мы вам прислали. С таким же текстом, размером».
Дополнительно к этому отправляли фотографию, как должно быть.
Понятие «по умолчанию» — не работает
Еще один давний пример. Делали на заказ воздушные шары. Образцы пришли нужного размера, цвета, все ок. Дождались основную партию, а там все шарики имели специфический, неприятный запах.
На вполне резонное (как нам казалось) замечание о запахе, поставщик ответил: «Ну вы же не говорили, что они не должны пахнуть».
Не досказать — обычная практика
Умолчать или немного слукавить о характеристиках товара для некоторых поставщиков — вариант нормы. Так же как и русские, китайцы надеются на авось: а вдруг, прокатит и покупатель ничего не заметит?
Эту историю рассказал нам клиент, у которого раньше был свой отдел закупок ↓
Закупали летние детские шляпы от солнца. Они подлежат обязательной сертификации. Одно из требований к детским шляпам, чтобы пройти лабораторные испытания, — внутренняя подкладка из хлопка. В противном случае товар не получит сертификат соответствия → не получится доставить партию в белую.
Спрашивают поставщика «Подкладка из хлопка?»
«Да, из хлопка», — заверяет продавец.
В итоге прислали то, что не особо похоже на хлопок. А просто так терять время и платить лаборатории не хочется. Сидели всем отделом, читали в интернете, как отличить хлопок от синтетики.
В итоге вырезали на образце подкладку, пошли на улицу поджигать и нюхать.
Опасения подтвердились: подклад был не хлопковый.
Пальчиковые краски
Еще пример про характеристики. Заказывали пальчиковые краски. Они тоже подлежат сертификации, поэтому требования к составу там серьезные: не должно быть ничего лишнего, вредного, что может навредить детям.
Объяснили поставщику: «Напишите, пожалуйста, точный, реальный состав. Товар подлежит сертификации в нашей стране. Если состав не соответствует заявленному, мы просто потратим деньги, время и не будем заказывать основную партию».
Спустя неделю продавец передал нам информацию. В составе оказался ранее не заявленный летучий газ, который, естественно, запрещено использовать в товарах для детей.
Не помню — значит, не было
У фабрик десятки, а иногда и сотни заказов в работе. Поставщик может забыть, упустить что-то важное для вас. Если не заключали договор или хотя бы не подписывали подробную спецификацию, фиксируйте все договоренности в переписке. Чтобы не получилось так, что вы о чем-то договаривались, а продавец забыл.
Например, нам приехал товар без стикеров. А они нужны для прохождения таможни. Если партию захотят проверить, сотрудники таможни вскрывают упаковку, сверяют информацию со стикера, артикул товара с тем, что указано в документах.
Спрашиваем продавца: «Где стикеры?»
Отвечает: «А вы не просили наклеить стикеры»И вот мы сидим, судорожно листаем всю переписку. И наконец-то находим сообщение месячной давности, в котором просим прислать товар со стикерами. Пересылаем его поставщику.
Только после этого продавец признал свою вину и наклеил стикеры на товар.
Это лишь малая часть историй из практики и нюансов, которые нужно учитывать при работе с Китаем. Самый легкий способ их избежать — доверить закупку профессионалам. Заполняйте заявку — найдем надежного поставщика, обговорим с ним все детали. Примем и проверим товар на своем складе в Китае, доставим в Россию карго или в белую.